Содержание:
Валаам 1
Иоафор 2
Предки Иоафора 2
Прародители хеттов 3
Народ Великого Коло 4
Мистическое учение остяков 5
Прообраз Великой книги 6
Последовательность передачи 7
Исконные учителя. Альве 7
Вещие совпадения 8
Примечания 9
Дмитрий Логинов
Упование "Язычников": Бог Валаама, Иоафора, Альве
Валаам
Спаситель, наряду с Его прочими славными именами, прозывается Упование Язычников . Так величаем Он песнопениями церковной службы. Так именуют Его тексты Ветхого Завета, предсказывающие Пришествие. Так называется Он писаниями святых отцов, особенно – раннего христианства.
Упование... Этим забывающимся теперь словом выражают ожидание блага, трепетную надежду сердца... Откуда произошло это имя?
Первое из пророчеств о пришествии Сына Божия, упоминаемых в Библии, сделано Валаамом , волхвом ведической ("языческой") Традиции, которую хранили Посвященные племени мадианитян . Как передает книга Чисел , этот "язычник"
"...сказал: Говорит Валаам, сын Веоров,
говорит муж с открытым оком ,
говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего ,
который видит видения Всемогущего,
падает ,
но открыты очи его:
Вижу Его, но ныне еще нет;
зрю Его, но не близко ..."
(Числа, 24: 15-17.)
Этот ветхозаветный текст, один из наиболее древних, комментировали многие выдающиеся богословы средневековья. Иоанн Хильдесхаймский , доктор теологии, приор (настоятель) монастыря кармелитов (XIV в., Нижняя Саксония), писал:
"Сей Валаам начал волховать – и среди многого прочего говорил: рождается Муж... который восцарствует над всеми язычниками ... Из-за сего Валаама произошла распря между иудеями и христианами. Ибо иудеи говорят в своих книгах, что-де Валаам был не пророком, а пустосвятом... Христианские же книги сие отрицают и говорят, что он был язычником и первым... кто чудесно провозвестил вочеловечение Христа и приход [к Нему] трех святых царей (волхвов)... И вот в те времена, когда Валаам чудесно пророчествовал, говоря... восцарствует над всеми язычниками – тогда все старейшины и весь народ Индии и Леванта уповали, чтобы сие сбылось... И так по всем землям... стал ширится и расти слух о сем обетовании."
То были времена "тени смертной", пишет Иоанн Хильдесхаймский далее. "Сыны Израилевы бежали из Египта и покоряли себе все близлежащие земли, и страх и трепет пред ними охватил все народы Востока, и во всех царствах восточных никто не дерзал и головы приподнять" . И тут – "язычникам" предрекается их грядущий сильный Властитель. Тот, Который объединит их разрозненные племена... В и дение такого Царя, проповедь волхва о грядущем Его могуществе, пусть даже "еще не близко" – способны были вселить надежду в сердца. Старейшины и народы уповали на Его пришествие, пишет приор, и это вдохновляло на сопротивление жестоким завоевателям.
Конечно, этим последним такое предсказание понравится не могло. Как повествуют Ветхий Завет, "Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом." (Нав. 13: 22.) Люди Моисея казнили того, кто был для них первопредсказателем о Христе. Они считали это деяние важным, по-видимому, так как и еще в одной книге Моисеева Пятикнижия повторяется про убийство: "Убили... Евия, Рекема, Чура, Хора и Реву, пять князей мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом... сыны Израилевы." (Числ. 31: 8-9.)
...Заметим эти удивительные имена князей мадиамских. Некоторые из них до буквы совпадают с именами исконных божеств славян. "Чур – древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей... Чур – одно из древнейших названий, которое давалось домовому пенату, т. е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния", – сообщает "Славянская мифология", словарь-справочник. (М., "Линор", 1998.) Что это? Игра случайных созвучий или же нечто большее? Вопросу этому посвящаются последующие главы, а пока возвратимся к древней истории Палестины.
Вместе с Валаамом был истреблен и весь род его. Но предсказание волхва-мученика осталось жить. Оно веками передавалось из уст в уста, и, со временем, уже не только одни "язычники" стали уповать на грядущее пришествие Сына Божия. И наиболее смелые из пророков, что восставали теперь также и в среде самих иудеев, последовательно обращались к великому Прорицанию, повторяя и дополняя.
Исайя предрекал иудейскому царю и народу, призывая покаяться: "Господь пошлет вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил, что значит: с нами Бог." (Ис. 7:14.) К этому пророк добавлял: "Последующее возвеличит... страну, что за Иорданом – Галилею Языческую... на живущих в стране тени смертной – Свет воссияет." (Ис. 9:1-2.)
Пророк Исайя пострадал не менее Валаама, которому он следовал в предсказаниях. Ветхозаветное предание повествует: иудейский царь Манасия (693-639 гг. до Р.Х.) приказал заживо распилить Исайю деревянной пилой, причем – не поперек, а вдоль, чтобы продлить мучения.
Свидетельствовал и Даниил : "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и яз ы ки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится." (Дан. 7:13-14.)
О Данииле известно, что он был ревнителем иудейской веры. Таким, как, уже по Рождестве Христа, – Савл, до своего обращения на пути в Дамаск. То есть, до своих "ночных видений" Даниил вовсе не отличался благоволением к "яз ы кам" ("язычникам"). И он был потрясен... И, свидетельствуя о совершившемся ему откровении, прибавляет: "Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось во мне; но слово я сохранил в сердце моем." (Дан. 7:28.)
Наконец, Михей , пророчествуя о грядущем Рождестве Христа , и призывая иудеев оставить обычай принесения в жертву первенцев , прямо ссылается на "язычника" Валаама: "Народ мой! вспомни... что говорил Валаам, сын Веоров... чтобы познать тебе праведные действия Господни." (Мих. 6:5.)