Практическая режиссура кино - Андрей Ангелов страница 2.

Шрифт
Фон

...

"Buried Alive" – это режиссерский дебют в полнометражном кино Фрэнка Дарабонта. Тот самый режиссер, который спустя 4 года снял "Испытание Шоушенком" – лучший фильм по версии IMBD, что удерживает 1 строчку рейтинга уже много лет".

В России мувик – это мелодрама, где главное место в кадре отведено "двум болтающим головам". По своей сути русский мувик ничем не отличается от сериалов – те же самые крохотные бюджеты, те же самые лица медийных актеров, и те же самые замыленные сюжеты.

Ныне в России вообще перестали снимать 90-минутные полнометражки. Их делают, предварительно разделив на две серии. А чаще и на 4 серии. Вот ты написал ТВ-историю на 90 минут, а редактор с канала тебе объясняет:

– История уйдет в работу лишь тогда, когда ты из этих 90 минут сделаешь 4 отдельных серии по 45 минут длиной каждая.

...

"Сценарий без ущерба для драматургии -

растягиваться свойство не имеет".

Причина такой, эм, просьбы редактора проста: сериалы снимать выгодней, чем полнометражные ТВ-муви. В 4-серийке можно показать в 4 раза больше рекламы, чем в полнометражке. А если "мыло" на 200 серий – то… сам понимаешь.

...

"Грань между вертикалкой и горизонталкой, и вообще

между ТВ-муви и сериалом – зачастую условна".

1.2. Этапы написания сценария

Логлайн – Концепт (или Заявка) – Синопсис – Тритмент – Поэпизодник – Диалоги.

– Именно по такой схеме пишут полнометражные сценарии в Голливуде. Поэтапно. Никто из профессиональных сценаристов не начинает писать сценарий сразу и целиком. Не потому что не умеют или блюдут схему, а не делают себе лишнюю работу.

Написание сценария – это сугубо технологический процесс, и нарушать технологию, пропуская какие-то её звенья – опасно и никчемно для бизнеса.

...

"Технология написания сценария напрямую

связана с подконтрольностью сценариста".

Кино – это труд многих людей, где любой шаг киношника под контролем продюсеров. И, прежде всего продюсеры контролируют каждое слово, выходящее из-под пера сценариста.

– Почему так?

Обычное правило бизнеса – продюсеры (как владельцы киноинвестиций) следят не твоим творчеством, а за своими деньгами. Дабы ты не понаписал неоправданных расходов и драматургической ерунды, на которую не поведется зритель.

...

"Написание сериалов в целом происходит так же,

как и на прокатных голливудских метрах.

В роли продюсера выступает ТВ-канал".

Логлайн – самый как бы лёгкий, но по факту очень непростой этап написания сценария. И стоит обособленно – порядково он не первый и не последний в технологии. Хотя может быть и первым, и последним. Но обособлен.

...

"Кино начинается с идеи. Желательно

коротко выраженной".

Логлайн – это изложение сути твоей истории в одном предложении. 25–30 слов. Хотя в голливудской практике есть логлайны и по 100 слов, но это логлайны от спилбергов. Логлайн призван назвать ГГ и ключевую интригу истории. Раскрывать её полностью нельзя. Логлайн – это фабула.

Логлайн моего ТВ-муви : "История о том, как шутливая мольба к небесам сможет помочь ГГ выйти из состояния душевного делового кризиса, и обрести любовь в лице своей собственной жены".

Андрей Ангелов - Практическая режиссура кино

Рис. 2. На фото : скриншот с кинопроб в проект, логлайн коего озвучен. В кадре: Елена Любимова (слева) и Юлия Агафонова. Режиссер Андрей Ангелов.

* * *

Логлайн моего прокатного метра : История о том, как оплошность обаятельного карманника, при краже реликвии из Ватикана – может привести к личной встрече Иисуса и дьявола".

...

"В 99 % случаев логлайн начинается со слов

"История о том, как…".

Андрей Ангелов - Практическая режиссура кино

Рис. 3. На фото : один из постеров проекта, логлайн коего озвучен. Сценарий Андрей Ангелов

Концепт (или Заявка). Идея расписывается на 1 страницу. Здесь должны быть интересные (иногда ключевые) подробности сюжета и могут быть описаны другие герои. В целом, презентация продюсерам идеи – начинается с концепта. Логлайн тебе, конечно, придется написать, но… вряд ли ты напишешь внятный логлайн без хотя бы синопсиса.

...

"Именно концепт декларирует коммерческий

потенциал истории и её целевую аудиторию".

Синопсис. Наиболее важный документ в технологии. Это изложение сюжета, что за чем идет – без подробностей. Размер 2–4 страницы для проката.

Если задача концепта – обрисовать главную идею фильма и жанровые рамки, то задача синопсиса – показать собственно историю.

...

"Синопсис очерчивает главные сюжетные повороты".

Тритмент. Подробный синопсис. Ориентировочная длина от 5–6 до 20 страниц в прокатном кино. Если в синопсисе каждая сцена обозначается одним предложением, то в тритменте каждая сцена расписывается на 3–4 предложения. + по ходу могут приводиться диалоговые расписки особо интересных мизансцен.

...

"В тритменте главные сюжетные повороты

принимают законченную форму".

Поэпизодник . Пишется после утверждения продюсерами тритмента. В поэпизоднике каждая сцена расписывается очень подробно, по своей сути это сценарий без диалогов. Здесь описываются действия героев, темы диалогов, выводятся мелкие сопутствующие сюжету – интрижки, ставятся вопросы, на которые нет пока ответа…

...

"Главная задача поэпизодника – проверка на логику,

здравость и целостность всей киноистории, сцена за сценой".

Диалоги. Здесь уже конкретно в уста персонажей вкладываются конкретные реплики. Если в поэпизоднике сценарист просто написал "Артём и Диана говорят о том-то…", то сейчас сценарист пишет сами реплики, обнажая в них эмоции и характеры. И подкрепляя репликами – действия.

...

"Поэпизодник + диалоги – и есть собственно сценарий,

что отдаётся в работу режиссёру".

Каждый из документо-этапов не бывает написан в единственном абсолютном экземпляре. Бесконечные правки и вынос мозга – как сопутствующие данной работе элементы. Без них никак. Иногда технология тянется годами. Например, фильм "Возвращение хоббита" запускали в производство несколько лет.

...

"Несмотря на то, что всё это технология и ни одно звено пропустить нельзя – на практике всё же технологию нарушают и звенья пропускают. Не всегда, но такое случается".

Описанные этапы следуют друг за другом именно в том порядке, что здесь обозначен. Исключая логлайн как структурно самостоятельный элемент.

• Концепт. По аналогии это душа истории.

• Синопсис – сердце истории.

• Тритмент – скелет истории ("кости").

• Поэпизодник – тело истории.

• Диалоги как заключительный этап работы. Душа, сердце, скелет и тело вместе взятые. И имя им – киносценарий.

...

"Описанные этапы могут являться и сопутствующими сценарию документами. Самостоятельными. Такие документы нужны тогда, когда ты по своей инициативе написал сценарий и хочешь его донести до продюсеров".

• Киносценарий – это полуфабрикат, а продюсеры – это служба контроля качества.

1.3. Структура

Киносценарий, как и любая бумага, строится по своим канонам. Например, в письме принято прежде здороваться, в заявлении прежде обозначают "ответственное лицо", которому заявляют, рассказ или стих начинают писать так, как хотят. И так далее.

Сценарий начинается с тизера, который расписывается для продюсеров ёмко и содержательно.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке