Правила игры Го - Емельянов Михаил Геннадьевич

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Правила игры Го файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Новые правила игры Го составлены в лучших традициях русской и японской школ Го. Соавтор первых российских учебников по игре Го "Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих" и "Русский Учитель японского Го" Михаил Емельянов на страницах Правил Го обучает основам игры, раскрывает нюансы подготовки к поединку и поведения за игровой доской, рассказывает малоизвестные факты из истории этой древнейшей игры.

Впервые в России правила игры Го публикуются полностью, без изъятий и сокращений, дополненные описанием традиционного этикета Го. В качестве иллюстраций используются уникальные фотографии, на которых Мастера Русской Школы Го и Стратегии показывают как правильно играть в Го: каким должен быть игровой набор, стиль одежды, дизайн игрового зала, а также точная посадка, положение рук и головы.

Правила игры Го - это самостоятельное, оригинальное издание, не являющееся копией или перепечаткой других книг по игре Го.

Михаил Емельянов
Правила игры Го

Показательная игра Мастеров Русской Школы Го и Стратегии

Чаши с камнями берут двумя руками

Крышку для пленных камней кладут верх дном

Розыгрыш цвета

Первый камень ставят в углу, к сердцу партнёра

Руки держат на подлокотниках, либо на коленях

Следует внимательно осматривать игровую расстановку

Фотография на передней стороне обложки: И.А. Гришин и М.Г. Емельянов перед началом поединка.

Игровой набор: гобан из цельного куска кайи на специальном столике, чаши из кайи, японские камни из базальта и раковины Хамагури.

Место проведения поединка - резиденция Русской Школы Го и Стратегии, Остоженка, май 2009.

I. Введение

Го - загадочное наследие древних. Это игра, язык и боевое искусство. Го соединило в себе простоту правил и необъятный простор для творчества. С его помощью правители и военные вожди оттачивали свой ум и чутьё.

Го может научить видеть и мыслить, открывая перед нами новые возможности. Но чтобы достичь этого, необходимо дойти до истоков искусства, до его корней и основ.

Выходя за рамки развлечения, игрового азарта или противоборства, мы можем использовать Го по его назначению - развивать новый тип мышления, основанный на Стратегии. Стратегии с большой буквы, а не подменяющих её поведенческих схем.

Несмотря на свою древность, Го - единственная из игр, которая доказывает превосходство человеческого разума над искусственным интеллектом. Из-за астрономического числа игровых положений Го невозможно формализовать. Подобным же образом не формализуема настоящая Стратегия. Она порождается в сознании живого человека и является в первую очередь строем мышления, а не заученным набором типовых схем или шаблонов.

Данная книга открывает перед нами основы Го. В ней собраны не только правила, объясняющие законы и принципы игры. На страницах книги Мастера Русской Школы Го и Стратегии демонстрируют своё искусство, обучая правильной посадке, постановке руки и головы, то есть обучая целостному искусству.

Именно такой целостный подход позволяет не только изучить правила Го, но и научиться Игре, увидеть скрытые ключи победы.

В основу идеи книги легло издание правил Го, выпущенное в 1939 году в Японии. Оно стало первым японским изданием правил на английском языке.

В фотосъёмках иллюстраций приняли участие лучшие Мастера японского Го того времени: Мэйдзин Сюсай, Кэнсаку Сэгоси и Го Сэйгэн [1] .

Издание включало в себя более тридцати фотографий и иллюстраций с подробным описанием правил, этикета, истории и культуры Го. Интересно, что в последующие годы в Японии правила уже не издавались так обстоятельно и красиво оформленными. Этот выпуск не имел аналогов в последующие годы и является в своём роде уникальным.

Идеи, заложенные в том издании, нашли своё отражение в данном выпуске правил Го. Благодаря фотохудожнику Дмитрию Федотову удалось совместить художественный замысел книги с её визуальным рядом. Вместо диаграмм и зарисовок иллюстрациями к правилам и основам игры служат фотографии игровых положений на доске. Пожалуй, это первый опыт практически полной визуализации Го в печатном издании.

В книгу включён краткий очерк истории Го и впервые на русском языке изложены правила этикета. Этикет Го описывает правила общения.

С древних времён встреча за доской Го была средством обсуждения сложных стратегических или политических проблем между правителями и полководцами. Проблем, которым не удавалось найти приемлемого решения обычными инструментами.

В России этикет Го практически неизвестен широкому кругу любителей. Даже опытные игроки не всегда им владеют и зачастую сводят его только к соревновательной стороне. Данная книга во многом исправляет этот существенный перекос, предлагая читателю познакомиться с этикетом Го в его традиционном понимании.

На форзацах обложки помещены фотографии показательной игры, проведённой для этого издания. По ним можно увидеть, как следует держать себя, как брать камни из чаши и ставить их на доску, как размышлять во время поединка.

Пусть пример данной книги послужит хорошим уроком культуры Го - самой древней и сложной игры в истории человечества.

II. Краткая история Го [2]

Один из древних смыслов Го - окружение земли и воды. Вода, окружая землю со всех сторон, либо поглощает её без остатка, либо образует остров. Земля, окружая воду с четырёх сторон, либо засыпает её, либо превращает воду в озеро. Остров - это глаз земли. Через него земля дышит, соединяясь с третьей стихией. Озеро - это глаз воды. Через него вода дышит, проходя сквозь земную твердь. В поединке двух стихий древние игроки развивали и оттачивали свои тонкие способности - мышление, умозрение, предвидение. Отголосок этой идеи можно увидеть в игровых комплектах, которые дошли до нашего времени. Самые древние континентальные комплекты состоят из камней двух цветов: синего, символизирующего воду, и красно-коричневого, символизирующего твердь. В игровых комплектах островных цивилизаций за водную стихию отвечают белые камни, вырезанные из морских раковин, за земную - чёрные, сделанные из базальта. Старинные китайские камни, выполненные из фарфора, несут изображения морских и земных обитателей - рыб, драконов, черепах.

Бытуют предания, что игру Го разработал китайский император Яо в III тысячелетии до нашей эры. Разработал или заказал своим мудрецам, чтобы развивать ум своего сына. Однако эту легенду нельзя воспринимать буквально. Она аллегорически повествует про наследие более древней цивилизации, передающей Игру, чтобы развивать сыновей-потомков.

В легенде о Тоте [3] , записанной Плутархом, Тот играет с богиней Луны в кости, и выигрывает у неё от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части. Из этих частей он делает пять дополнительных дней и помещает их в конце года [4] .

Что означает здесь "игра в кости"? Игра в кости означает, что в качестве "игровых фишек" используются кости животных. Именно так увидит наблюдатель незнакомую ему игру - через "фишки".

Здесь мы видим связь с легендой об игровом наборе из рога носорога и бивня слона [5] . В древности не всегда могли резать фишки из твёрдого камня, технологии забывались и открывались вновь. Но мягкие по сравнению с драгоценным камнем кости животных люди могли резать всегда.

В древнем Китае игра называлась И. Доской для И могла служить каменная плита с расчерченным игровым полем. Дорожный игровой набор включал шёлковый или кожаный плат и мешочки с камнями.

В знак уважения к мудрости игры камни изготавливали из самых дорогих материалов.

В императорских комплектах И камни были сделаны из белого и тёмно-зелёного нефрита. В древности также играли синими и красными камнями из лазурита и яшмы. Изысканными считались камни из агата. И даже камни из стекла! Ведь стекло в те времена стоило очень дорого.

Камни средневекового Китая (династии Сун, Мин и Цинь) делались из особой керамики с изображением животных и рыб. Традиционная форма камня И - плоское основание и вытянутая вершина. Такой камень не только напоминает гору, но и по сути является маленькой горой.

Постепенно, с течением веков, камни становились все более приплюснутыми, пока не стали почти плоскими в последней китайской династии. Вслед за камнями уменьшались и чаши, в которых камни хранятся.

В средневековом Китае игра И стала называться по-другому: Вейцы. Дословный перевод нового названия - "связывание". Вейцы изучали в императорском дворце и в аристократических домах. Был установлен классический размер игрового поля - 19 × 19 пересечений [6] . Для обучения пользовались известными с древности размерами полей 13 × 13 и 9 × 9.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге