Словарь греческой мифологии - Ирина Пигулевская страница 3.

Шрифт
Фон

* * *

Из кратких сведений источников известно, что грамматик Аполлодор, сын Асклепиада (время жизни определяется приблизительно 180–109 гг. до н. э.), был по происхождению афинянином, учился у известного философа Панэтия и грамматика Аристарха. Расцвет его деятельности приходится на середину II в. до н. э. и связан с александрийским периодом его жизни. Аполлодору принадлежат сочинения "Хроника", "О богах", "Периэгеза" ("Описание земли") и ряд других, в которых он в стихотворной форме изложил события от 1084 г. до н. э. до своего времени. Эти произведения снискали ему славу хорошего писателя, мастера в изложении разных историй. Он также занимался исследованием этимологии греческих слов (являлся составителем так называемых "Этимологий") и вопросами мифологии, и его мнение на этот счет учитывалось александрийскими учеными.

Самым значительным произведением Аполлодора было сочинение "О богах" в 24 книгах, которое использовали более поздние ученые античности. В нем было собрано множество эллинских мифов о богах, героях, происхождении тех или иных религиозных представлений и культовых традиций, начиная с теогонии, то есть происхождения богов, и заканчивая героическим эпосом. Однако, кроме отрывков, из этого и из других сочинений Аполлодора ничего не сохранилось.

Аполлодору приписывается составление "Мифологической библиотеки" (которая иногда так и называется "Библиотека Аполлодора"), однако это спорно. В начале XIX в. издатели этого труда обратили внимание на особенности текста "Библиотеки": он очень краток, сжат, в нем много неясностей, отсутствует связность и соразмерность в композиции, и вряд ли писатель с именем, мнение которого было весомым и обязательно учитывалось научным сообществом, мог так писать. Возможно, она была составлена в первой половине II в. н. э. и Аполлодор не имеет к ней никакого отношения. Вместе с тем, непонятно, почему возникла традиция, приписывающая "Библиотеку" Аполлодору, если он не имеет к ней отношения. Поэтому был предложен наиболее приемлемый взгляд, согласно которому "Библиотека" является кратким переложением произведений Аполлодора на мифологическую тему, главным образом, сочинения "О богах" и также, возможно, "Хроники" и других источников, происходящих не от Аполлодора, переложением, выполненным человеком, имевшим образование, но литературными талантами не блиставшим.

"Мифологическая библиотека" состоит из трех книг (обозначаемых римскими цифрами I, II, III), каждая из которых включает несколько глав и подглав. "Библиотека" дошла до наших дней в неполном виде, что-то за долгое время переписывания книги было утрачено, поэтому очень важной составной частью "Мифологической библиотеки" является Эпитома - краткое переложение несохранившихся разделов книги.

"Мифологическая библиотека" представляет собой единственное из сохранившихся античных произведений по мифологии, где греческие мифы собраны в наиболее полном и систематизированном виде, отсутствует их философское осмысление (что было свойственно поздней античной мифологической традиции), а текст излагается в чистом виде, то есть только мифологическая фабула без комментариев. Нередко приводятся варианты мифа со ссылками на источник, причём автор стремится к тому, чтобы не упустить ни один из известных ему вариантов мифа. В основу изложения положен генеалогический принцип: повествование начинается с теогонии и доходит до событий героического века, но обрывается на подвигах Тесея. То, что следовало далее, в том числе весь троянский цикл, оказались в утраченной части книги. Эту недостающую часть отчасти и дополняет Эпитома.

Первое печатное издание "Мифологической библиотеки" вышло в Риме в 1555 г.; после этого над ним велась критическая работа, сочинение неоднократно переиздавалось, дополнялось, уточнялось, особенно - когда обнаруживались новые рукописи

А

Словарь греческой мифологии

АВГИЙ

Царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины. А. владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами. За один день Геракл обещал А. очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор, за это А. должен был отдать Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты (это один из подвигов Геракла - очистка Авгиевых конюшен). А., узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленный платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, т. к. на помощь к А. пришли его племянники Молиониды. Затем Геракл убил А. и его сыновей, захватил его дочь Эпикасту (которая родила Г. сына Тестала). Существует также миф о том, что А. не был убит Гераклом и вернул свое царство, где после смерти почитался как герой.

ABCOH

Сын Одиссея, рожденный нимфой Калипсо или волшебницей Киркой (Цирцеей). А. считался родоначальником авсонов - древнейшего племени юго-западной Италии.

АВТОЛИК

Ловкий разбойник, обитавший на Парнасе, "самый вороватый из людей", отец Антиклеи - матери Одиссея. А. получил от своего отца Гермеса дар плутовства, способность становиться невидимым или принимать любой образ. Автолик похитил стада Сизифа, последний уличил его и в наказание обесчестил его дочь Антиклею, которая вскоре была выдана замуж за Лаэрта. A. считали искусным в борьбе; он обучил борьбе Геракла.

АГАМЕМНОН

Сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака он имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А. как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей был избран главой всей рати. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме: он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстигь Клитеместру. По более поздней версии мифа Клитеместра, встретив А. с лицемерной радостью, в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке