Кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, волнующе-притягательный мир славянских языческих преданий! "Там чудеса, там леший бродит…" И не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо-птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини… Боги - суровые, но справедливые.
Волшебный мир легенд Древней Руси во всем своем великолепии открывается перед читателем данного издания: поэтичные сказания дополнены историческими комментариями, объясняющими возникновение и бытование загадочных персонажей, чьи таинственные образы оживают на картинах художника Виктора Королькова, лауреата Пушкинской премии.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ 2
БАБА-ЯГА 2
БАЕННИК 2
БЕЛБОГ 3
БЕРЕГИНЯ 3
БЕСЫ 4
БОЛОТНИКИ и БОЛОТНИЦЫ 4
ВЕДЬМА 4
ВЕЛЕС 5
"ВЕЛЕСОВА КНИГА" 5
ВЕЛИКАНЫ 5
ВЕТЕР 6
ВОДА-ЦАРИЦА 6
ВОДЯНИЦА 7
ВОЛК 7
ВОДЯНОЙ 7
ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ 8
ВРЕМЕНА ГОДА 8
ГАДАНИЯ 8
ГАМАЮН 9
ГРОМОВАЯ СТРЕЛА 9
ДАЖЬБОГ 9
ДЕВЫ СУДЬБЫ 10
ДЕРЕВЬЯ 10
ДИВ 11
ДИВЬИ ЛЮДИ 11
ДОМОВОЙ 11
ДУША 12
ЕЛЕНА-ПРЕКРАСНАЯ 12
ЖАР-ЦВЕТ 12
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ 13
ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА 13
ЗАГАДОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 14
ЗВЕЗДЫ 14
ЗЕВАНА 14
ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ 15
ЗНАХАРЬ 15
ИРИЙ-САД 15
КАПИЩА 16
КОРОВЬЯ СМЕРТЬ 16
КОЩЕЙ БЕССМЕТНЫЙ 16
ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ 17
ЛЕЛЬ 17
ЛЕШИЙ 17
ЛЫСАЯ ГОРА 18
МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ 18
МИРОВОЕ ДЕРЕВО 19
МОКОШЬ (МАКОШЬ) 19
МОРАНА (МОРЕНА) 19
МОРОЗ 20
МОРСКАЯ ПУЧИНА - КРУГОМ ГЛАЗА 20
НЕЧИСТИКИ 20
НОЧЬ 21
ОБЛАКОПРОГОННИКИ 21
ОЗЕМ и СУМЕРЛА 22
ОБОРОТЕНЬ 22
ОВИННИК 22
ПЕРЕРУГ 23
ПЕРУН 23
ПЕРУНИЦА 23
ПОЛЕВИК 23
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ 24
ПОСВИСТ (ПОЗВИЗД) 24
ПРОКЛЯТЫЕ МЕСТА 25
РАЗРЫВ-ТРАВА 25
РУСАЛКИ 25
САДКО 26
СВАРОГ 26
СВЯТОБОР 26
СВЯТОВИД 27
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ 27
СЕМАРГЛ 28
СИРИН 28
СМЕРТЬ 28
СТРАТИМ-ПТИЦА 29
СОКОЛ 29
СОЛНЦЕ 29
СТРИБОГ 30
ТРИГЛАВА 31
ХОВАЛА 31
ХОРС 31
ЦАРИ и ЦАРИЦЫ 32
ЧЕРНОБОГ 32
ЧУР 32
ЯРИЛО 33
Примечания 33
РУССКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки - славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.
Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря - до Адриатики и от Эльбы - до Волги, - просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.
История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в "Славянской и российской мифологии" писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что "предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались".
Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.
Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.
Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).
Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в "Слове об идолах" (XII век), "упырям" и "берегиням", затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.
Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.
Первое тысячелетие до н. э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.
В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.
Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.
Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.
К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…