Это - альтернативная история. Не сколько об истории, сколько о человеке в ней. Детям - не давать. Лохам, терпилам и конформистам - противопоказано по мед. показаниям. Не рекомендовано: фрустрирующим, верующим, ностальгирующим, эстетствующим, рафиноидным, ксенофобнутым, ретросдвинутым, нацикам и поцикам. Слишком много здесь вбито. Из опыта личного и 'попаданского'. Местами крутовато сварено. И не все - разжёвано. Предупреждение: Тексты цикла 'Зверь лютый' - ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫ. Автор НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за изменения психо-физических реакций читателей, произошедшие во время и/или в результате прочтения этих текстов.
Содержание:
Часть 61. "Прощай, радость, жизнь моя. Знать, уходишь без меня. Знать, один должон остаться…" 1
Часть 62. "И под звёздами булгарскими…" 17
Часть 63. "Поговори хоть ты со мной…" 29
Часть 64. "А тому ли я дала? Обещание…" 47
Примечания 68
В. Бирюк
"Не-Русь"
Часть 61. "Прощай, радость, жизнь моя. Знать, уходишь без меня. Знать, один должон остаться…"
Глава 332
Нашу "рязаночку" поставили довольно далеко места боя. Пришлось тащить туда Лазаря.
Бой - Бряхимовский. Место - Дятловы горы на Окской Стрелке. Событие - великая победа русских ратей над булгарским воинством.
Уточняю: волжских булгар в их "булгарском воинстве" - десятая-двадцатая часть. Остальное - лесовики, племенные ополчения различных лингвистических семейств.
"И одолели воины православные - магометан безбожных".
Факеншит! Уелбантуриваю по слогам: магометане - не безбожные! Они - алахнутые. Или правильнее - мухамедованные? Не-не! Не в смысле "для мух мёдом…", а просто по правилам словообразования.
Но таких - мало. Остальные - веруют во всё, что ни попадя. Включая дубовую елду на шее.
Пейзаж… соответствует понятию "мы - победили!". В смысле: много мусора и трупов. Трупы… разные. Их - "обдирают". Хотя, конечно, с рядового мордвина или марийца ничего приличного снять нельзя.
"У армянского радио спрашивают:
- Что можно снять с голой женщины?
- Голого мужчину.
- А что можно снять с голого мужчины?
- Другого голого мужчину".
На полчище женщин нет, а мужчин сперва раздеть надо. Они тут местами вповалку валяются. В три слоя штабелем. Трудоёмко. Поэтому - по мере чувства жадности. Топор, нож, копьё… У кого-то в шапке крест железный на всё темечко зашит. У иных - обереги на шеях. Но оберег - не крест серебряный. Часто - цветная нитка или деревяшка или камешек какой… Остальное - на жадюгу-любителя. Штаны, к примеру, всегда применение найдут. Хоть на тряпки пустить. Рубахи… Вроде бы, в бой одевают чистое. Но снимать с убитого… уже такое грязное! Вот рукавицы кожаные у мордвы хороши. Но надо искать под размер. С мари сапоги снимают. Но опять же - нога маленькая.
На одного убитого нужно считать трёх-четырёх раненых: тяжелого, среднего и пару лёгких. "Тяжёлый" - наверняка умрёт. "Лёгкие" - наверняка с поля боя уйдут и выживут. А вот "средний"… Если его армия сбежала с поля боя, он - покойник. Дорежут.
Наполеон, проезжая по Бородинскому полю, радовался тому, что на один французский труп видел два-три русских. Я - не Наполеон. Но тоже - радуюсь. Тем более - чем ближе к Оке, тем соотношение - в нашу пользу. Всё-таки, Бряхимовский бой перешёл в резню. Два раза. Сначала, когда Боголюбский наверху, на "полчище" прогнал свою и булгарскую конницу по тылам строя лесовиков. И когда русская пехота повалила с обрыва на Окский пляж и резала бегущих "друзей эмира".
Теперь раненых добивают и выкидывают в Оку. Раков нынче будет…!
Гаагских с Женевскими конвенциями тут нет - пленных просто режут. Исключение: хомнутый сапиенс поволжской национальности достаточно целый и достаточно покорный, чтобы бежать в полоне. Сохранил самообладание, видны остатки собственного достоинства, сумел удержать в узде чувства, не показать страха, глаз острый, речь связная, слюни не висят, "не растёкся" - под нож. Чик-чирик. Как барана.
Хотя часто и саблями секут, и головы топорами разбивают, и копьё под лопатку вгоняют… Копьём чаще докалывают: меньше грязи.
Все армии мира после боя становятся очень… аморфными.
"И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…".
После боя приходится восстанавливать "вертикаль власти". Замещать "частично рассеянных" и "частично истреблённых". Кем? ОПРОС - никогда не сталкивались? "Отдельный полк резерва офицерского состава".
Я уже вспоминал американскую систему замещения верховной власти: президент - вице-президент - … и далее до министра сельского хозяйства. Всё - заранее расписано, инструктаж и "тренировки на местности" - произведены.
В феодализме этого нет. Сама мысль: "ежели тебя, батюшка, убьют, то командовать буду я" - воспринимается как государственная измена.
Предпоследний грузинский царь Ираклий Второй, отправляясь в опасный поход, оставляет верному слуге завещание, в котором, естественно, указывает наследника. И берёт со слуги двойную клятву: в случае смерти, завещание будет объявлено и исполнено. И - до достоверного известия о гибели царя имя наследника не будет известно никому. И прежде всего - самому царевичу.
Уникальность Косовской битвы в том и состоит, что после того, как Милош Обилич сумел убить турецкого султана, наследник Баязет сразу принял на себя командование. И командиры отрядов оказались к этому морально готовы, сразу начали подчиняться, а не ждали регламентной процедуры возведения на трон, принесения присяги, произношения клятв, исполнения поклонов, молебнов и коленопреклонений.
Статус - "вице-султан", пусть и законодательно не закреплённый, был для турецкого войска очевиден и общепринят. За эту бюрократически-психологическую мелочь Сербия заплатила головой своего короля, тысячами жизней воинов и столетиями османского ига. Просто за чёткость замещения должности.
Сочетание государственной, имущественной и воинской властей, возлагаемых обществом на "рядового" феодала, делает задачу "качественного замещения вакансии" практически нерешаемой. Очень немногие люди сочетают в себе таланты, необходимые председателю колхоза, пехотному лейтенанту, участковому милиционеру…
Командующий армией весьма ограничен в назначении командира в конкретный отряд:
- Хоругвь - Дворковичей. Там - их люди. И командовать ими должен следующий из Дворковичей. По старшинству.
Кто старше: троюродный брат или двоюродный племянник, храбрый зятёк из худородных или третий сын, которого от звона мечей на понос пробивает? Старшинство считается по родству, а не по годам. И уж тем более - не по воинской доблести и командирским талантам. Выбор - только из остатков. Из остатков данного благородного семейства. Которому воины хоругви - присягали.
"Привести в чувство" расползшееся в аморфную толпу победоносное войско… У командующего нет инструментов, нет структур для ускорения этого процесса. Основное движение - мейнстрим демократии: самоорганизация.
Вот воины соберутся, сползутся по своим хоругвям, под свои стяги. Переживут, "перетрут" сам бой и его результаты: потери, хабар… Определятся между собой - кому быть командиром.
- Оно, конечно, сопля безмозглая… Но - родычался!
"На безрыбье и сам раком…" - русская народная мудрость.
Такой "рак" и явится к князю:
- Вот я, княже. Новый командир хоругви.
"Дискуссия без регламента с мордобоем до консенсуса"… Я, как законченный дерьмократ и либераст - "за"! Всеми фибрами и рёбрами. Но не в боевых же условиях!
"Дискуссия" осложнена сословными и возрастными предрассудками. Не гендерными и не расовыми - баб и негров в хоругвях нет. Уже хорошо! Но молодой не может командовать старшим, простолюдин - боярином. Хоть бы он - "семи пядей во лбу" и "трижды герой Советского Союза". Хоть какой завалящий боярин, а должен быть. Мы ж не шиши речные, чтобы под ватажковым ходить!
Если все "родные" бояре выбиты - отряд расформировывается, воинов переводят в другие хоругви, в "пристебаи". Но чаще остатки таких отрядов тихонько топают по домам. Хоть какой ты лично героизм явил, но потеря своего микро-сюзерена - однозначно поражение. Как утрата воинской частью своего знамени.
Война - не война… "Бери шинель, пошли домой". Ещё одна статья потерь в личном составе: "разошлись по домам".
Бывает, что таких "бесхозных героев", в смысле: остались без хозяина, торжественно казнят по возвращению - не уберегли господина. Бывает, что выжившие сами зарезаются.
Свят-свят-свят! У нас, на Руси, таких страстей нет! Самоубийство - грех! Но был случай, когда английским бодигарднерам как-то, всего лет двести назад - христианство не помешало.
Феодальная армия очень… децентрализована. В русском воинстве единоначалие практически всегда отсутствует. Это Мономах мог говорить: "я пошёл", "я зарезал"… Летописи почти всегда говорят: "пошли", "победили". "И зарезал Редедю перед полками касожскими…" - редкий случай. Даже и в московскую эпоху назначают, обычно, двух военачальников: князя - для статуса, воеводу - для дела.
Для знатоков: "демократия на войне" и "военная демократия" - две большие разницы. Первое - кровавый бардак, второе - форма организации раннефеодальных обществ.