Непрерывный мониторинг рынка. Защиту от всяких… халявщиков. Социалку кое-какую. Ну, там, вспомоществование по инвалидности, пенсионный фонд, дома престарелых… Для укрепления связности - какие-то ритуалы надо придумать. Типа посвящения, разные степени, знаки отличия, символику с эдаким… многозначным толкованием. Как в "The Constitutions of the Freemasons etc.", Лондон, 1723 - "Книга уставов" Андерсона.
Клятвы какие-нибудь при вступлении. Вроде обещания: "действовать, как подобает члену цивилизованного общества, подчиняться закону Высшего Существа, подчиняться закону страны, в которой проживает кандидат, посещать собрания ложи, не вводить в заблуждение, не обманывать ложу и братьев, и помогать членам семьи, братьям и их семьям в случае необходимости, если это возможно без причинения финансового вреда себе и своим иждивенцам".
Говорят, масоны Америку основали. Если я тут, на Верхней Угре в 12 веке начну - может, они и Россию… "оснуют"? И будет у нас в гербе не двуглавая птичка, а двуногий циркуль.
Тогда нас ещё и за это любить не будут. То просто: "эти непонятные русские". А будет: "эти непонятные и таинственные…". Ежели мы будем "действовать, как подобает члену цивилизованного общества" - это ж будет такая непонятка и такая тайна!
Тема интересная - надо обдумать. А пока, вот прямо сейчас - старые новые заботы: печки для обогрева - "голландки" - в конюшни, в казармы, в мастерские, в хоромы боярские. Воздуховоды для обогрева в многоэтажном тереме. "Русская теплушка" с двумя топками - втрое меньше дров. Печки промышленные, горны, брандмауэры - для пожарной безопасности, канал с плотиной и мельничкой… и церковка, конечно.
За пару недель Фриц вошёл в колею нашей вотчинной жизни. Светана ходила гордая: замужняя женщина, на своём подворье хозяйка. Да ещё и муж не просто так, а бояричев ближник, каменных дел мастер. Мастер успокоился, перестал постоянно кричать своё "нихт" и, чем дальше - тем лучше разговаривал на русском.
Окончательно я добил его проведением ритуала посвящения в братство "Русских масонов".
Всю хрень, все слухи, сказки и выдумки, которые всплыли по этой теме в моём, засорённом ещё в 20 веке, мозгу - были реализованы. Всякие циркули с угольниками, раздевания с преклонениями… Элементы крёстного обряда из христианства, кровное братство из язычества, обмывание звёздочки из офицерства…
Мероприятие было произведено в день осеннего равноденствия - единственный свободный опорный день солнечного календаря. Остальные - солнцестояния и весеннее равноденствие - заняты сельскохозяйственно-христианскими праздниками. А этот получился - "День индустриализации".
Исполнили мы всё на бывшем голядском городище. Антураж… вполне - одних черепов человеческих штук сто.
А в конце я возвестил адептам три великих тайны: теорему Пифагора, теорему Виета и значение числа Пи:
"Можно просто постараться
И почаще повторять:
"Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять".
Сколько вспомнил. Стишок немедленно вошёл в коллекцию сакральных мантр русских массонов. Всё-таки, в рифмоплётстве что-то есть!
Потом записал это число десятичными арабскими цифрами. На "Святой Руси", где числа пишут буквами… Фриц впечатлился, упал и пополз. Облобызать стопы мои. Еле остановил - все ж босиком, пятки грязные!
Остальные присутствующие, даже не оценив по малограмотности, всего величия сообщённых им сильно сакральных тайн, вдохновились и воодушевились. Сработали стереотипы: старший - прав, мастер - многое умеет, иноземец - знает тайное… Раз уж и немец пополз…
Фриц был единственным "мужем добрым" - взрослым - на этой церемонии. Главный печник "альф" и главный колодезник-скалиозник, Христодул и "точильщик", Алу и Ольбег. Моё масонство - "для детей и юношества"…
Большинству из них квадратные уравнения в жизни не решать. Но дети любят тайны, тайные общества. Это придаёт им уверенности, ощущения собственной значимости в мире, где они, по сути, беззащитны и бесправны. Для моих сирот это особенно важно. Вырастут - сами станут "мужами добрыми". Но ощущение братства - сохранится. И они на всю жизнь запомнят свой искренний детский восторг перед моей мудростью.
Общество русских масонов трудами моими разрасталось и укреплялось. Из года в год открывал я посвящённым разные "великие тайны": показывал тангенсы и шарообразность Земли, объяснял круговорот воды в природе и теорему о делении медиан… Немало полезных мыслей и правил было русскими масонами со стороны принято, множество - самими придумано. Немало строений добрых поставлено и по сю пору ставится.
Сумели мы, через Фрица, и с немецкими масонами разговор завесть. Иные, как настали у них тяжёлые времена, пришли к нам на Русь, путём ещё Барбароссой да Боголюбским указанным, принесли книги древние да умения редкие. От чего для Руси многие пользы случились.
Скажи кто-нибудь, когда я, голый, замёрзший, хмыжником оцарапанный да осокой посечённый, испуганный, до повизгивания, половцами в ночных черниговских болотах, над Марьяшой сидел и додумался до "русского поцелуя", что от этого на "Святой Руси" масоны заведутся - не поверил бы!
А вот - через Светану, через Фрица…
Когда ныне иному владетелю напоминают:
- Ты в хоромах каменных живёшь. Русские люди хорошо в каменных строениях понимают. Смотри, падут на тебя стены и башни! Берегись русского колдуна полуночного!
Разве ж то моя слава? Это людей русских слава. А я так, чуть подумал, чуть пошутил, что в руки попало - к выгоде приспособил.
Однако наибольшую пользу вижу не в знаниях да в зданиях, не в выгодах военных ли, государственных ли, но в строительстве душ человеческих здесь, в Святой Руси. В те поры Русь была насквозь родовая, людей без роду-племени к себе не пускавшая. Сироты мои были как песок против камня. Сиё же "тайное общество" - людей моих объединяло, им помогало, а родовитых пугало. Отчего Земле Русской - великая польза.
Чарджи от одного вида довольной Светаны… трясти начинает. Теперь ещё и Аннушка ходит - светиться. Беременность привела её в такое… несколько таинственное состояние души. Будто у неё в душе тайна и она к ней радостно прислушивается.
А ещё Чарджи ревнует меня. К Артёмию-мечнику. Нет-нет! Не в том смысле как вы подумали! - Исключительно в смысле интереса и душевной привязанности. Мне с Артёмием интересно.
В Смоленске, в ходе "шапочного" банкета… Ну, когда Акимову шапку боярскую обмывали - выяснилась одна деталь.
В феврале, в Киеве, когда Ростик из Киева убежал, а Изя Давайдович последний раз Великим Князем сел, погиб прежний господин Артёмия - боярин Гордей. Гордей-то сам из смоленских бояр, кто-то из его знакомцев и вспомянул. Какая-то тёмная историю в ту ночь смены власти приключилась.
Дословно сказано было так:
- Гордей, уходя вместе с Ростиком из города, от дружины княжеской отстал, к зятю на подворье заскочил. А тут набежала чернь киевская, и Гордея с людьми его побили насмерть.
Бывает. Государственный переворот, массовые беспорядки… Но, зная характер Степаниды свет Слудовы, могу предположить…
Сбежав из Киева, я оставил за собой четырёх, очень желающих моей смерти, людей. Теперь - минус один. "Если долго сидеть на берегу реки - мимо проплывёт труп твоего врага" - древняя восточная мудрость.
Берег есть. Правда, не той реки. Но вот - и двух лет не прошло, а один труп уже "проплыл". Интересно, а дочку его, которая хотела мне ноги поломать и не дать срастись - тоже…? Про других ничего не рассказывали. Ни про Степаниду, ни про Хотенея… Моего…
Блин! Нахрен! Сидит же во мне эта… заноза!
Так вот. Смерть Гордея освободила Артёмия от присяги господину. А искусство Мары поставило на ноги. Не так - Мара обеспечила своими снадобьями общее укрепление организма. А я, со своей физиотерапией и иглоукалыванием - поставил на ноги.
Отчего у Артёмия случился в голове очередной бзик: смотрит на меня ну совершенно влюблёнными глазами! Ну… как на ангела божьего!
Иголки по сорок штук в мужика втыкать каждый день - на заимку не набегаешься. Вот я и перетащил его в Пердуновку.
Артёмий обжился, огляделся. Мужик нормальный, не псих, не орёт матерно по-медвежьи, по углам не гадит. Лет 35–40, рост средний, плечи широкие. Бабы на него уже заглядываются. Только у него борода ещё седее, чем у Акима, виски вовсе серебряные. И ходит пока недолго, небыстро и осторожно.
А ещё он умница. Знает кучу всякого в части местной бюрократии и правоприменительной практики. Я уже говорил: мечник - в "Святой Руси" не фехтовальщик-забойщик, а старший слуга с функцией палача. Типа агента 007 - "с правом на убийство".
Но - Артёмий ещё и опытный боец на мечах. Ещё круче: Артёмий - думающий фехтовальщик.
Покажите мне прокурора-спортсмена, не шахматиста и не преферансиста. Успешного в обеих профессиональных областях до уровня национальной десятки-двадцатки. Вот такая редкость ко мне в руки попала. И смотрит влюблёнными глазами. Да на такое чудо, да ещё и вменяемое, я сам такими глазами смотреть буду!
Мы с Артёмием, как раз, обсуждали разные случаи из области разорения бортных деревьев.
В "Русской Правде" прописаны три разных ставки виры в зависимости от нанесённого ущерба. Я по весне собираюсь поставить пасеку. И пытаюсь понять - как можно будет законодательные нормы, ежели вдруг что, применять к домашним пчёлам, а не к лесным.
Пчелиную семью в лесу я уже приглядел. Осталось найти пасечника и ульи сделать. Если я сделаю ульи сборные, из дощечек - они подпадут под понятие "бортное дерево"? Или нужно колоды из лесу тащить, вырубать в них дупла? Или как?