– Раньше… давно, когда еще мать моей матери не родилась, было много горя от колдунов, которые приходили их темных земель.
– А как же ты живешь, не выходя к людям?
– Варас помогает, он мой брат родной, у железной скалы живет с дочкой, там и кузня его и дом.
– А где жена его?
– Умерла четыре лета назад, болотный змий ужалил, а Варас в ополчении был, не было его. Сарина шкуры вымачивала в озере. Я пыталась ее спасти, но яд очень сильный у болотного змия.
– Понятно… а водится где это змий?
– В болотах водится, в воде живет, иногда и в озеро входит.
Сняв с очага медную сковороду, небольшую, в форме капли, она выложила в медную же тарелку несколько каких-то трубок диаметром от двух до четырех сантиметров и в длину сантиметров десять, что-то явно растительного происхождения.
– Это что?
– Желтый стебель.
– В первый раз вижу такое… и как это есть?
– Стебель разламываешь, мякоть ешь, – ответила она и положила мне на тарелку половину тушки какой-то птицы, – это знаешь как есть?
– Да, в моем мире птицу едят.
– Вот и ешь, – ответила она, тоже положила себе еду и села напротив.
Мякоть желтого стебля напоминала что-то вроде жареных баклажанов и, надо сказать, очень вкусная.
– Скажи, в вашем мире так много этого металла? – постучал я ногтем по краю медной тарелки.
– Это все Варас, его работа… Нет, конечно, в основном посуда деревянная у нас, иногда икербская посуда попадается, она у них из красной земли, в горах ее много.
– Глиняная, что ли?
– Мне непонятно это слово.
– В моем мире посуду делают из глины, бывает красная и белая.
– Ну а мне вот Варас с посудой помог. Слушай, а ты водой из озера не умывался?
– Нет, свалился в трясину, когда выход из болот искал.
– Понятно, я тебе примочку на ночь сделаю, а то завтра глаз не откроешь, вздуешься весь, и вообще тебе бы пар принять да обмыться… и в волосах вон комки. Только воды много не лей, дождь через два дня будет, не раньше.
– Так я из озера могу воды набрать, вроде чистая.
– Нет, Петр, и в озере и в протоках по княжеству вода осквернена болотным ядом, а яд тот с темных земель идет.
– То есть вы тут пьете только дождевую воду?
– Не только, сок белого дерева пьем. В княжестве есть еще два глубоких колодца, там вода чистая, но ее за деньги продают.
– Что-то как-то… воду… продавать?
– Да, так сложилось… эти колодцы принадлежат княжескому роду, так всегда было.
– А дожди часто идут?
– В этом боги милостивы и даруют воду, ее хватает. Я же одна живу, и запасы делаю только для себя, поэтому и предупредила тебя.
– Ясно… а деньги?
– Что деньги?
– Ну какие у вас деньги?
Нава взяла с полки маленький кожаный мешочек и положила на стол.
– Вот.
Я развязал мешочек и высыпал на стол несколько тонких пластинок желтого и белого металла, примерно сантиметр в ширину и полтора в длину, с выдавленным изображением какой-то птицы. Пластины были тонкими, едва ли миллиметр в толщину.
– Понятно, – сказал я и сложил "монеты" обратно, – скажи, а большое ваше княжество?
– Если протоками и с хорошим проводником от болот плыть на юг, к горам, то за один оборот Большой луны как раз и доберешься до границ княжества.
– Это сколько дней?
– Тридцать два дня.
– То есть месяц… А почему протоками, у вас же есть лошади? – показал я на подкову, прибитую над дверью.
– Есть, но тут больше привыкли передвигаться протоками, их тут много… очень много, три реки с гор текут и протекают через княжество, а протоки мешают воды этих рек.
– И в конце концов вода приходит сюда, сначала в озеро и затем в болота?
– Да, только озер три, вот это – Чистое, есть еще озеро Крови и Желтое озеро. Самое большое Желтое озеро, в старые времена на больших лодках ходили люди через него, десять дней пути выходило.
– И что там на другой стороне Желтого озера?
– Как и везде на севере – темные болота.
– А течение сильное в этих протоках ваших?
– Почти незаметное, а в реках да, сильное, но воды в реках неглубоки и сплошь камни… по ним никто не плавает.
– То есть если допустить, что по протоке на лодке можно передвигаться со скоростью три-четыре километра в час, – начал я бубнить себе под нос, – то за сутки порядка восьмидесяти километров… оборот луны равен тридцати двум дням… то есть грубо две тысячи шестьсот километров… ну учитывая перерывы на отдых, переходы из протоки в протоку и прочие загибы рельефа, можно поделить на три… восемьсот пятьдесят километров примерно…
– Это ты считаешь?
– Да… ну немаленькое княжество у вас получается.
– Немаленькое.
– А кроме вашего княжества, какие еще есть?
– Людей?
– Эм… а есть еще кто-то, кроме людей?
– Есть… на западе два рода хартов живут, они как люди, но могут долго в воде быть.
– С жабрами, что ли?
– Нет, – рассмеялась Нава, – просто долго могут не дышать… красивые они очень, и мужчины и женщины… глаза голубые, волосы желтые или белые, а на белой, почти прозрачной коже по телу розовые узоры.
– Прям как золотые рыбки у меня в аквариуме…
– Какие рыбки?
– Да… в моем мире, люди в домах держат рыбок, в стеклянных сосудах.
– А зачем?
– Для эстетического удовольствия, наверное.
– Я не знаю такого слова… вообще странно, ты столько слов незнакомых говоришь. Зачем держать рыб дома? Не понимаю… рыбы должны жить в реке или в озере.
– В моем мире много непонятных мне самому вещей. В моем мире человек считает себя венцом творения природы, а сам ежедневно губит природу.
– Странный у тебя мир.
– Да, согласен. А кто еще есть в ваших землях?
– В предгорьях и в горах живут икербы, есть среди них и оседлые рода и племена, даже торговать в городище приплывают, но в основном кочующие племена, нападают на приграничные деревни, грабят, рабов уводят, часто бывает и съедают пленников.
– Людоеды, что ли?
– Да, можно и так сказать, их вера на этом построена.
– На людоедстве?
– Да, они верят, что забирают силу и жизнь человека, которого съели.
– И что, это действительно так? Они долго живут?
– В том-то и дело, что нет, живут так же, как и все, но у них есть книга Демаху, в которой написано, как им надо жить.
– Ясно. А у вас какая вера?
– Я лично верю только в силы духов… духов воды, огня… даже у дерева, из которого сделан мой дом, есть духи, духи живут во всем, что нас окружает.
– Да ты буддистка!
– Это слово мне тоже незнакомо… А в основном люди поклоняются Солнцу и Большой луне.
– В моем мире тоже есть такие люди, но их мало.
– Пойдем, Петр, поможешь растопить баню, и воды принесешь.
– Пошли… и спасибо за обед.
– Никогда, слышишь, никогда не благодари за еду, если ты за нее не платил… сразу поймут, что ты чужак… у нас так не принято. Если тебя накормили бесплатно, значит, сделали это в угоду духам и от сердца… духи сами отблагодарят меня, если посчитают это нужным.
– Понятно. Ну пойдем.
Это была сама обыкновенная баня по-черному. Низенький сруб позади дома, в котором стоять можно было только пригнувшись, такая же как в доме печь и большой медный бак на ней. Наколол дров, наносил воды из одной из двух деревянных бочек, что стояли рядом с домом, в которые собиралась дождевая вода. Пока топилась баня, помог Чернаве разделать тушу козы… она ее так и назвала – коза. Ну коза так коза, странная, конечно, больше похожа на миниатюрного бизона. Большинство кусков мяса Чернава сразу засыпала какими-то травками и солью, порезав их тонко, сказав, что завтра вывесит все вялиться. Баня протопилась, и Чернава принесла мне "местную" одежду, сказав, что до этого она принадлежала одному очень хорошему человеку.
– Вот это оденешь после бани, а твою одежду лучше сжечь.
– Ты что! Как так сжечь?
– Петр, тебе и так будет сложно скрыть, что ты чужак, а еще одежда… тут нет такой ни у кого.
– Давай не будем сжигать, а?
– Хорошо, я ее спрячу. Но с условием, что ты мне отдашь все вещи из твоего мира… пойми, это просто опасно… тебя может задержать княжеская стража… они очень подозрительны к чужакам… а если в подвалы сведут?
– А что в подвалах?
– А в подвалах дыба, еще много чего.
– Хорошо, отдам… все, кроме ножа и ружья.
– Насчет оружия да, не страшно, оно тут разное у многих… А тем более у витязей.
– Витязей?
– Да, это свободные воины, они нанимаются к князьям на службу, правда на вид ты на витязя совсем не похож… ростом мал, и телом слаб… Если только за свободного охотника сойдешь.
– А это кто такие?
– Лихие люди… на дикого зверя в одиночку ходят, порой в ополчение нанимаются, хорошо мечом владеют и копьем, но в основном при купцах служат.
– Понятно. Ладно, пойду приму пара, как ты говоришь.
После бани, переодевшись в местное, я решил попить чай и угостить им Чернаву. Напиток ей понравился и с медом пошел на ура. А потом меня сморило совсем, и я улегся спать на лавку, на которой еще недавно был привязан. Нава смочила в какой-то жидкости тряпицу, отдала ее мне.
– Вот положи на лицо на ночь, а то надуешься с утра.
– Спасибо, – ответил, и, наложив не очень приятно пахнувшую тряпицу на лицо, провалился в сон.