- Да ладно тебе прикалываться! Ты что, не понимаешь, что такое слуга?
- Не понимаю, - подтвердил я. - Я только что прибыл из Средиземья…
- Ну вот, - перебила меня Лора, - твое Средиземье - это и есть твой слуга. Только в Междусетье много Средиземий…
- Стоп-стоп-стоп! - На этот раз я перебил Лору. - Слуга, много Средиземий… Похоже, я здесь слишком мало знаю… Может, посидим где-нибудь, поговорим спокойно?
- Пойдем, посидим, - согласилась Лора, - мне все равно сейчас делать нечего. Пойдем… а пойдем в это твое Средиземье!
- Ну, пойдем, - согласился я. - Канал видишь?
- Какой канал?
- Ладно, не важно. Берись за руку.
И мы вошли в Средиземье.
3
- Круто! - сказала Лора, когда мы материализовались в пещере Орлангура. - Скрытый портал?
- Какой еще портал?
- Скрытый. Ты что, Хэмфаст, издеваешься, что ли?
- Да нет же! Я не издеваюсь, я действительно в первый раз попал в твой мир, я на самом деле не знаю, что такое портал и кто такой слуга.
- Не кто, а что, - машинально поправила меня Лора. - Слуга - это просто тупая железка.
- Артефакт?
Лора хихикнула.
- Можно и так назвать. - Она огляделась по сторонам. - Где это мы сейчас?
- Это пещера Орлангура. Точнее, она раньше была пещерой Орлангура, теперь он здесь больше не живет. Это перекресток миров, отсюда удобно путешествовать в другие миры.
- Интересно… А красиво здесь все сделано, все как настоящее. Даже какой-то дух фэнтези чувствуется.
Теперь настала моя очередь хихикнуть. Это на самом деле смешно: в мире Лоры тоже есть фэнтези, и то, что для меня реальность, - для нее фэнтези, и наоборот. Уриэлю бы понравилось, он обожает подобные парадоксы.
- А что, Орлангур увлекался железной поэзией? - хмыкнула Лора, вороша листы пергамента на столе. Я аж дернулся от удивления.
- Ты знаешь, что это такое? Ты знаешь, кто писал эти стихи?
- Это, - она вгляделась в стихи про Мелькора, - не знаю, а это, - она показала мне лист со стихами про скитальца, - это же классика.
И она запела. Надо сказать, что ее голос оставляет желать лучшего, но эта песня впечатляет даже в таком исполнении. Это действительно песня, а не стихи, и весьма неплохая песня. Надо же, никогда не думал, что это может быть песней и что ее надо петь именно так - низким гортанным голосом, резко обрубая фразы, чтобы в словах чувствовалась внутренняя сила. Пожалуй, какой-нибудь варварский колдун смог бы под эти звуки исцелять больных, ведь главное в варварской медицине - внушение, а чеканный торжественный ритм этой песни как нельзя лучше подходит для внушения. Особенно если исполнять ее на языке, неизвестном больному.
- Вот так-то, - удовлетворенно произнесла Лора, допев первый припев. - А где выход из пещеры?
Я показал ей черную стену, и она озадаченно присвистнула.
- Магия? - спросила она.
- Магия, - подтвердил я. - Через эту завесу можно пройти, но лучше этого не делать, местность за пределами пещеры не слишком гостеприимна.
Лора понимающе кивнула.
- Мордор? - спросила она, и я потрясение замер. Откуда она знает географию Средиземья? И вообще, откуда она знает о самом Средиземье? Она еще говорила, что Средиземий несколько… Что она имела в виду? Однако здесь не самое лучшее место для подобных разговоров.
- Пойдем, Лора, - сказал я, - здесь не самое лучшее место для разговоров.
- Но ты же сам притащил меня сюда!
- Я не тащил тебя, ты сама согласилась пойти за мной. И вообще, я тащил тебя не сюда, это только промежуточный этап путешествия. Тут есть локальный канал… видишь? - Я указал в угол пещеры, где, невидимый для обычного зрения, чернел провал выходного отверстия канала.
Лора ничего не увидела. Странно, она пришла из мира, где магии, наверное, в тысячу раз больше, чем в Средиземье, и тем не менее она совершенно лишена магических способностей. Или она притворяется? Непохоже, но на всякий случай надо быть поосторожнее.
- Еще один скрытый портал? - спросила Лора, и я кивнул. Я протянул ей руку и увлек в раскрытое жерло канала. Хорошо, что проход по заранее пробитому каналу не вызывает неприятных ощущений, иначе ей пришлось бы нелегко, особенно если учесть ее неспособность к магии.
4
- Это Нехалления, моя жена, это Долгаст, мой сын, это Лора, наша гостья из мира… Как называется твой мир, Лора?
Я ожидал, что она назовет имя своего мира, но Лора удивленно пожала плечами.
- Как называется… да никак. А ты что имеешь в виду? Ту площадь, где мы встретились?
- Ну да.
- Это обычный портал, я даже не знаю его имя, я вошла туда через поиск.
- Я имею в виду весь мир, в котором размещается эта площадь.
Лора снова пожала плечами.
- Междусетье, - сказала она. - Еще иногда его называют Подземный Город.
- Почему подземный? Там же небо над головой.
- Не знаю. Говорят, есть какая-то книга… Не знаю, просто так часто говорят. А этот мальчик, он что, тоже хоббит?
- Ну да, а кем же ему еще быть, если у него мама хоббит и папа хоббит?
Лора неопределенно хмыкнула, кажется, она хотела что-то сказать, но передумала. Боялась обидеть? Но что обидного можно сказать в такой ситуации? Не понимаю.
- Здорово у вас тут, - сказала Лора, - уютно так. А снаружи что?
И я проводил Лору на крыльцо.
- Вay! - воскликнула Лора. - Как здорово нарисовано! Кто рисовал?
- Уриэль, - ответил я, немного потрясенный. Как быстро она поняла, что эта долина создана не Творцом, а магом! Не может быть, чтобы она была совсем лишена магических способностей. Я почувствовал неясную тревогу. Может быть, ее не стоило сюда приглашать? Конечно, все обитатели долины имеют регулярно обновляемые резервные копии… но все равно. Надо как-нибудь снять с нее мыслеобраз.
- Уриэль - это что, придуманное имя?
- Нет, настоящее. Уриэль - последний эльф западного Средиземья.
- Как?! А куда девались остальные? Они мне так нравились.
- Три тысячи восемь лет назад состоялся Эльфийский Исход. Ты не знала об этом?
- Нет. - Лора озадаченно помотала головой. - А какой сейчас год?
- Три тысячи восьмой, - ответил я и сразу понял, что сморозил глупость. Лора хихикнула.
- А когда была война с Сауроном? - спросила она.
- За триста два года до Исхода.
- Ого! У вас тут, наверное, все изменилось до неузнаваемости.
- Ну, не совсем до неузнаваемости, но изменилось многое, это факт.
- Как интересно… а до Минас-Тирита отсюда далеко?
- Он теперь называется Минатор. Я могу перенести тебя в одно мгновение.
- Магия?
- Да.
- Здорово. Всегда хотела жить в мире, где действует магия.
- Но в твоем, как его… Междусетье магии намного больше, чем где бы то ни было!
- Да ну, какая это магия, это ерунда. Настоящая магия - это… ну, не знаю… какая-нибудь комната, полутемная такая, всякие снадобья волшебные, костер обязательно, чтобы над ним что-то варилось, а иначе какая же это магия? Никакой романтики.
- Высшая магия, да и вообще любая серьезная магия сотворяется исключительно в уме заклинающего, - начал я, но Лора меня перебила:
- Ну да, знаю, мозговой выброс и все такое. Только, по-моему, это неправильно, магия должна быть романтичной, иначе это уже не магия.
- В первую очередь магия должна быть эффективной, - не согласился я…
- Если думать только об эффективности, тогда это уже не магия, а техника, - возразила Лора.
- Какая разница, как это называть, если суть одна и та же?
Лора неопределенно пожала плечами.
- Как знаешь… Так ты перенесешь меня в этот… Минатор?
Я глубоко вздохнул и попытался собраться с мыслями.
- Конечно, Лора, - сказал я, - только не сейчас, а чуть позже. Прежде всего я хотел бы побольше узнать о твоем мире.
- Да ну, это уже не смешно! - Лора капризно надула губки. - Можно подумать, ты никогда сети не видел.
- Сети? Какой сети? Которой рыбу ловят?
Лора состроила выражение лица, какое обычно бывает, когда говорят с неразумным ребенком.
- Сеть - это совокупность думающих, связанных в единую структуру. Часть думающих составляют слуги, которые управляют мирами и предоставляют доступ субъектам.
- Стоп-стоп-стоп! Не так быстро. Ты говорила, что слуги - это артефакты.
- Ну да.
- А думающие - тоже артефакты?
- Конечно! Слуга - это частный случай думающего. И вообще, слуги отличаются от других думающих только способом функционирования, думающий может стать слугой в любой момент, а думающий, уже являющийся слугой, может в любой момент перестать им быть.
- А что происходит в мире, когда слуга этого мира перестает быть слугой?
- Что-что… ясно что. Мир перестает быть доступным.
- Он гибнет?
- Не обязательно. Если данные мира не уничтожены или хотя бы сохранена резервная копия, мир может быть восстановлен.
- Разве можно создать резервную копию целого мира?
- А почему бы и нет?
И в самом деле, почему бы и нет? Если вдуматься, нет большой разницы между копированием одного разумного и целого мира. Разница только в сложности и еще… Если копируется весь мир, где тогда размещается резервная копия?
Я задал этот вопрос и получил совершенно очевидный ответ, до которого додумался бы сам, если бы позволил себе немного поразмыслить.
- В другом мире, - ответила Лора, - а где же еще? Либо на специальных внешних хранилищах.
- Внешних хранилищах? А это еще что?
- Артефакты, как ты говоришь. - Лора улыбнулась.