Гипноз и магия - Жерар Энкос (Папюс) страница 2.

Шрифт
Фон

Как дать себе отчет в гипнотических феноменах, если не владеешь никакими данными элементарной психологии? И вот эти данные, которые мы по мере сил развивали в нашем "Элементарном трактате практической магии", мы сейчас прорезюмируем, по возможности, кратко на нескольких страницах.

Оставим в стороне функции отправления физического тела, над которым властвует это бессознательное, астральное тело, этот пластический посредник, называйте как хотите; мы сейчас займемся единовременно психологическими функциями.

Впечатления, которые мы получаем из внешнего мира, сопровождаются желаниями, побуждениями и страстями, исходящими из нас самих. Мы можем предоставить себя этим побуждениям или воспрепятствовать им согласно нашей свободе.

В нас находится страстное импульсивное существо, которое, если иметь желание и т. п., возбуждает весь организм к удовлетворению его, и есть существо разумное, свободное, которое может остановить эти побуждения или предоставить их самим себе.

Фабр Д'Оливе, которого мы рассматриваем как самого выедающегося из современных психологов, представляет эти побуждения в виде звеньев, зацепленных одно за другое.

Последуем по этой дороге и предоставим себе это животное, это бессознательное существо как звено, зацепленное за другие маленькие звенья, которые увлекают руки и ноги. Мы имеем, таким образом, поразительную картину действительных фактов. Центральное колесо, приведенное раз в движение благодаря желанию, увлечет члены к удовлетворению этого желания.

Как мы представляем в таком случае свободную волю человека? В виде уздечки, действующей на это колесо, могущей остановить его или предоставить вращаться.

Две руки, держащие колесо на одном и том же месте, совершенно представляют эту уздечку.

Этот образ, чрезвычайно простой, укажет ясно, что мы хотим сказать. Теперь своевременно возвратиться к научным рассуждениям. Поящем некоторые подробности относительно возможного действия безмерного разума на физическое тело посредством этого посредника, о котором мы сейчас говорили.

Физическое тело – орудие, над которым может производить опыты ум. Но он не прямо действует на клеточки организма, которые хочет привести в движение, он пользуется для этого специальной силой – нервной. Остановимся, прежде чем идти дальше, и укажем на несколько примеров, чтобы помочь понять наши утверждения.

Когда я хочу тронуть клавишу пианино, мой мозг – хозяин этого желания, и, однако, не он исполняет назначенное действие. Рука, послушная импульсу мозга, поднимется и тронет нужную клавишу. В этом случае мозг изображает ум, и пианино – изображение тела физического. Между мозгом и пианино находится рука, так же как между умом и телом физическим – нервная сила. В обоих случаях рука и нервная сила суть орудия действия.

Если моя рука парализована, иначе, если нервная сила не соединяет больше руку с мозгом, разве это указывает, что воля, действующая на пианино, разрушена? Нет, это не то.

Итак, если по какой-нибудь причине ум не имеет больше в своем распоряжении нервной силы, не может действовать больше на физическое тело, указывает ли это, что разум не существует? Никто это не предполагает, и, однако, это один из главных аргументов, вызванных материалистами, чтобы отвергнуть существование бессмертного Разума. Смешивают оператора и его орудие и приписывают оператору происшедшие случаи единственно из-за его инструментов.

Хотите другую картину другого рода? Телеграфист, посылающий депешу, представляет ум, аппарат, получающий ее, – тело физическое и электрическая сила, соединяющая приемник с телеграфистом, представляет пластический посредник или астральное тело.

В постоянном смешивании телеграфиста с электричеством материалисты ищут доказательство. Мы полагаем, что бесполезно более настаивать. Наши читатели поймут важность и действие этой нервной силы – психологического посредника между умом и телом. Известные авторы именуют эту силу "душой", говоря, что человек составлен из Ума, Души и Тела (Spiritus, anima et corpus – св. Павла).

Эта нервная сипа имеет значительную важность, так как она заставляет двигаться весь организм, и, действуя на нее, разум останавливает порывы Импульсивного Существа, животного, находящегося в каждом из нас.

Но для этого необходимы упражнения, нужна привычка изучить свои страсти, сопротивляться им, и много людей, совершенно потеряв эту привычку, разорвали свою связь ума с импульсивным существом и пассивно подчинились импульсам, которые они усвоили и которым никогда не будут уже сопротивляться. Это только не больше как наполовину люди, и часто только по имени.

Но не нужно думать, что действия Разума ограничиваются единственно остановкой увлечений импульсивного существа. Наравне с этой функцией, чисто пассивной, разум имеет массу других, более важных. Это способность приводить в исполнение идеи организма или, скорее, принуждать организм исполнить мысль, твердо решенную. Это проводится, как всегда, нервной силой.

Например, мой ум создал образ треугольника и хочет реализовать это изображение в физическом плане, иначе, передать материи идеал, каков он есть.

Тотчас же мой ум передаст этот образ астральному телу, нервные силы приходят в движение и заставляют сейчас же ручные клеточки посредством карандаша воспроизвести образ, который находится в мозгу.

В этом случае ум сам по себе привел в движение члены, чтобы реализовать одну из своих идей. Организм, будучи голодным, "протягивает" руку к выставке хлебопекарни. Но ум, зная, что сейчас должна произойти кража, "останавливает" движение руки. Эти два примера, нам кажется, достаточно ясно освещают оба случая. Мы не будем далее входить в анализ этого феномена, который возбуждает важные вспомогательные; вопросы (мораль, ответственность и т. д.).

Идея имеет совершенно специальное действие на импульсивное существо и может его приводить в движение так же хорошо, как ощущение: ум не всегда вмешивается в реализацию идей: импульсивное существо, "выдрессированное привычкой, как дрессируют животное", имеет возможность механически, приводить в движение члены для реализации какой-либо идеи. Нужен ли пример между сотнями?

Хозяйка, которая вяжет, поддерживая болтовню со своими соседками, отвечает данному случаю. Что управляет пальцами? Кто заставляет их повиноваться фигурному узору через вязальные петли? Ум ли это? Меньше всего в мире, так как он занят болтовней с соседками. Что же это такое тогда? Это то, что современные философы называют "бессознательным", то, что мы называем "существом импульсивным" или "астральным телом", и то, что в медицине называется "рефлексивными движениями". Этому можно дать тьму названий, но тем не менее безусловно это существует и существует положительно, и это – ум, не труп. После этого называйте его как угодно, если только достаточно ясно поняли его действия.

Это импульсивное существо имеет личную способность, которая позволяет ему создать материальное изображение с модели данной идеи, И здесь физиология сейчас представляет нам ценное указание.

Так, импульсивное существо заставляет двигаться пальцы хозяйки, чтобы дать ей собрать шерсть по рисунку, когда-то указанному и внушенному духом; импульсивное существо это также исправляет организм с типичной формой, установленной раньше без участия духа.

Я себе оцарапал конец пальца и разрушил множество характерных строений сустава. И разве мой дух сейчас займется восстановлением их? Хорошо известно, что нет. Мое импульсивное существо, мое астральное тело сейчас молчаливо примется за восстановление одной за другой этих маленьких строений по "их первоначальному типу". Оно восстанавливает также каждую часть меня самого с типичной модели, которую природа предоставила ему однажды. Этим объясняется, каким образом мы сохраняем почти ту же внешность, когда меньше чем в шесть лет наши клеточки были разрушены и восстановлены несколько раз.

"Астральное тело" – это то, что исполняет без шума свою терпеливую работу и моделирует физическое тело с типа, определенного природой. Мы уже посвятили несколько глав нашего "Элементарного трактата практической магии" этому вопросу и не вернемся к нему более. Пусть помнят только, что астральное тело пассивно исполняет "идею". Таким образом, видно двойное изображение, под которым представляется нам астральное тело.

1) Здесь, в своих отношениях к телу физическому, оно становится его маленькой кухней, преобразовывает пищу и вносит желудочный сок в кровь, присутствует при окислении кровяных шариков в воздухе, при их электризации через солнечный флюид, затем заботливо обратно уносит в кровь, утаивает материю и силу Для клеточек, которые нуждаются в них. Сохраняет в них лимфатические узелки неиспользованной материи, симпатические узелки неиспользованной силы, чтобы предоставить эту драгоценную нервную силу в распоряжение духа. Если организм подвергается нападению, опять оно защищает его изо всех сил, приводя на место разрушения резервы эмбриональных клеточек взамен уничтоженных микробами. Наконец, внутренняя работа женщины, в которой дух не принимает участия, астральное же тело облегчает ее по мере сил. Вот для начала.

2) Но это же астральное тело имеет связь с членами и органами из струнчатых фибр, которые – прямое достояние духа. Там астральное тело было хозяином, здесь же оно сделалось служителем. Если оно нуждается в пище и заставляет руки и ноги идти и искать ее и если ум решает, что время еще не настало, все побуждение останавливается посредством сухого удара, принесенного нервной силой, благодаря воле ума, совершенно свободного, даже в известном случае, когда он сам себя убивает, заставляя умереть от голода. Астральное тело настойчиво требует пищи, ум не дает ее, потому что имеет возможность сопротивляться всем побуждениям импульсивного существа, когда этого хочет.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге