Аластер Рейнольдc (р. в 1966 г.) уроженец Южного Уэльса, вырос в Корнуолле, образование получил в Шотландии, а живет в Голландии. В настоящее время заканчивает диссертацию по астрономии и работает на Европейское космическое агентство. Рейнольде принадлежит к плеяде британских фантастов, заявившей о себе в 1990-е годы, причем он больше остальных склоняется к твердой научной фантастике. Малая проза писателя печаталась в основном в "Interzone" и "Spectrum SF" - шотландском научно-фантастическом журнале. Автор активно публикует в Интернете комментарии к своим рассказам. Первый роман Рейнолъдса, "Космический Апокалипсис" ("Revelation Space"), вышел в 2000 году, затем последовали "Город бездны" ("Chasm City", 2001) и "Ковчег спасения" ("Redemption Ark", 2002). Термин "твердая научная фантастика" не слишком устраивает писателя, но поскольку он прижился, то, по словам Рейнолъдса, остается смириться. Основным критерием жанра он считает не требования к образованности читателя, а достоверность и реалистичность описываемого.
В данный сборник входят повести и рассказы разных лет.
(Неофициальное электронное издание)
Содержание:
Аластер РЕЙНОЛЬДС - ВЕЛИКАЯ СТЕНА - _________ - Повести. Рассказы 1
ЗА РАЗЛОМОМ ОРЛА - Рассказ 1
ВЕЛИКАЯ СТЕНА - Повесть 9
ПОМЕХИ - Рассказ 20
ГОЛУБОЙ ПЕРИОД ЗАЙМЫ - Рассказ 29
ГНЕВ - Рассказ 35
"НАЙТИНГЕЙЛ" - Повесть 42
ИНСПЕКТОР В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ - Рассказ 58
СПАЙРИ И КОРОЛЕВА - Рассказ 64
ШЕСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОСТРАНСТВА - Повесть 71
ДОЧЬ САННИКА - Рассказ 87
ИСПРАВЛЕНИЕ - Рассказ 91
В "БУДОКАНЕ" - Рассказ 96
СПЯЧКА - Повесть 101
ФРЕСКА - Рассказ 111
Примечания 112
Аластер РЕЙНОЛЬДС
ВЕЛИКАЯ СТЕНА
_________
Повести. Рассказы
ЗА РАЗЛОМОМ ОРЛА
Рассказ
Alastair Reynolds. Beyond the Aquila Rift. 2005.
Аннотация:
Путешествие по червоточине может завести так далеко, что это чревато!..
Грета стоит рядом, когда я вытаскиваю Сюзи из компенсаторной капсулы. - Почему ее? - спрашивает Грета. - Потому что ее я хочу разбудить первой, - отвечаю я, гадая, уж не ревнует ли Грета. Я ее не виню - Сюзи не только очень красива, но еще и умна. Лучший синтакс-штурман в "Ашанти индастриал". - Что случилось? - спрашивает Сюзи, когда у нее проходят неизбежные после пробуждения слабость и головокружение. - Нам удалось вернуться?
Я прошу ее поделиться своими последними воспоминаниями.
- Таможня, - отвечает Сюзи. - Эти кретины на Архангеле.
- А потом? Что-нибудь еще? Руны? Ты помнишь, как вычисляла их?
- Нет, - говорит она и что-то улавливает в моем голосе. Может, я лгу или не говорю всего, что ей нужно знать. - Том, еще раз спрашиваю: нам удалось вернуться?
- Да. Мы сумели вернуться.
Сюзи смотрит на звездное небо, нарисованное на ее капсуле светящимися красками - фиолетовой и желтой. Она заказала это украшение на Кариллоне. Правилами такие художества запрещаются - причиной указывается вроде бы то, что частички краски забивают воздушные фильтры. Сюзи на правила было наплевать. Она мне сказала, что рисунок обошелся ей в недельное жалованье, но потраченные деньги стоили того, чтобы придать хоть немного индивидуальности серому "дизайну" корабля компании.
- Странно, мне почему-то кажется, что я провалялась в этом гробу несколько месяцев.
Я пожимаю плечами:
- Иногда и мне так кажется.
- Значит, все в порядке?
- В полном.
Сюзи смотрит на Грету:
- Тогда кто ты такая?
Грета не отвечает. Она лишь выжидательно смотрит на меня. А меня начинает трясти, и я понимаю, что не могу такого вынести. Пока не могу.
- Заканчивай, - бросаю я Грете.
Грета делает шаг к Сюзи. Та замечает это, но не успевает отреагировать. Грета выхватывает что-то из кармана и прикасается к руке
Сюзи. Та мгновенно вырубается. Мы укладываем ее обратно в капсулу, заново подключаем и закрываем крышку.
- Она ничего не запомнит, - обещает Грета. - Разговор так и останется в ее кратковременной памяти.
- Мне кажется, я этого не переживу. Грета касается моего плеча:
- Никто и не говорил, что будет легко.
- Я лишь пытаюсь осторожно ввести ее в ситуацию. И не хочу сразу открывать правду.
- Знаю. Ты добрый, Том. Потом она меня целует.
Я тоже помнил Архангел. Именно там все и пошло наперекосяк. Просто мы тогда еще этого не знали.
Мы пропустили первое стартовое окно, когда на таможне нашли противоречие в нашей грузовой накладной. Не очень серьезное нарушение, но у них ушло немало времени, прежде чем они смогли понять, что ошиблись сами. А когда поняли, мы уже знали: предстоит ждать на планете еще восемь часов, пока диспетчерская отправит целый флот сухогрузов.
Я сообщил новость Сюзи и Рэю. Сюзи восприняла ее весьма положительно, или настолько положительно, насколько она всегда воспринимала подобные новости. Я предложил ей использовать это время с толком, отправиться в порт и поискать, есть ли там новые синтаксические "довески". Нечто такое, что могло бы сэкономить нам день-другой обратного пути.
- Лицензионные? - уточнила она.
- Мне все равно.
- А как насчет Рэя? - вопросила Сюзи. - Он так и будет здесь сидеть, попивая чаек, пока я стану отрабатывать свое жалованье?
Я улыбнулся. Эта парочка вечно цапалась между собой, балансируя на грани любви и ненависти.
- Нет, Рэй тоже может сделать кое-что полезное. Например, проверить ку-плоскости.
- Они в полном порядке, - возразил Рэй.
Я стянул потрепанную кепочку с эмблемой "Ашанти индастриал", почесал лысинку на макушке и повернулся к механику:
- Правильно. Тогда тебе не потребуется много времени на их проверку, верно?
- Как скажете, кэп.
В Рэе мне нравится то, что он легко смиряется, когда проигрывает спор. Он взял комплект инструментов и пошел осматривать плоскости. Я проследил, как он поднимается по лесенке на кран-балку с инструментами на поясе. Сюзи надела маску, длинный черный плащ и ушла, растаяв в окутывающем порт влажном тумане. Стук ее каблуков доносился еще долго после того, как она скрылась из виду.
Я вышел из "Синего гуся" и зашагал в направлении, противоположном Сюзи. Надо мной из тумана один за другим выныривали сухогрузы. Слышно их было задолго до появления - сквозь висящие над портом желтые облака пробивались скорбные низкие стоны, похожие на перекличку китов. Когда корабли снижались, показывались темные корпуса, покрытые струпьями и шрамами угловатых выступов синтаксических узоров, со втянутыми перед посадкой кран-балками и ку-плоскостями и выпущенными шасси, напоминающими когти. Сухогрузы замирали над указанными диспетчером посадочными колодцами и опускались в них под вой реактивных струй. Их корпуса скелетными пальцами сразу же крепко стискивали захваты доковых фиксаторов. Из загонов, медленно переставляя ноги, выбредали динозавры-носильщики - кто-то из них уже работал самостоятельно, а другими, сидя на загривке, все еще управлял тренер. Когда выключались двигатели, наступала шокирующая тишина - пока сквозь облака не шел на посадку очередной сухогруз.
Мне всегда нравилось смотреть, как прибывают и уходят корабли, даже если они задерживают в порту мой корабль. Я не умел читать синтаксис, но знал: эти корабли прилетели сюда от самого Разлома. Дальше Разлома в созвездии Орла не летал никто. При средних туннельных скоростях от центра Локального Пузыря добираться до него нужно примерно год.
Этот путь я проделал только раз за всю жизнь. И, подобно добропорядочному туристу, полюбовался видом, открывающимся с внутренней стороны Разлома. На мой взгляд, я забрался достаточно далеко.
Когда в посадочном конвейере образовалась пауза, я заскочил в бар и отыскал кабинку Администрации Скважин, принимающую кредиты "Ашанти". Усевшись в кабинке, записал тридцатисекундное послание для Катерины. Я сообщил ей, что мы уже возвращаемся, но застряли на Архангеле на несколько лишних часов. Предупредил, что задержка может вызвать цепочку других нестыковок на всем нашем пути сквозь туннели, в зависимости от того, как сработает АС. Судя по предыдущему опыту, восьмичасовая задержка на планете может обернуться двухдневным ожиданием перед точкой подъема. И попросил не волноваться, если опоздаю на пару дней.
Из кабинки я увидел бредущего мимо диплодока с пристегнутым между ногами грузовым контейнером.
Я сказал Катерине, что люблю ее и с нетерпением жду встречи.