- Обычно после пятого стакана…
Перуджа - город поцелуев
Городом поцелуев Перуджа называют не зря. На его улицах нередко встречаются влюбленные парочки. Перуджа - город студентов, город интернациональный, так как в университет для иностранцев приезжают учиться студенты из самых разных стран. Такое количество молодых людей на улицах редко где встретишь! Такое количество иностранцев - тоже. Сами итальянцы даже как-то теряются среди гостей города. Поэтому-то Перуджа и не похожа ни на один другой итальянский городок, живущий по своим законам и традициям. Днем и ночью в городе царит веселое оживление: концерты, фестивали, кино, дискотеки, театральные спектакли, уличные представления - увеселениям нет конца и края… Надо сказать, что очень многое в городе делается с целью рассказать и показать иностранцам настоящую Италию, познакомить их с культурными традициями страны, Умбрии и, конечно, самой Перуджи. Городу есть чем гордиться, и он по праву является одним из очагов распространения итальянской культуры во всем мире.
Перуджа - город очень древний, был одним из важнейших городов этрусков, о чем свидетельствуют такие архитектурные памятники, как Арка Этрусков (Arco Etrusco о di Augusto), Порта Марция (Porta Marzia), Колодец Этрусков (Pozzo Etrusco) (постройка III в. до н. э., глубиной 35 и шириной 5 м). Арка Этрусков, или Арка ди Аугусто, являет собой символ могущества Перуджи в древности. Арка построена около III в. до н. э., а перестроена была римлянами во время завоевания города императором Октавианом, что подтверждает надпись на арке "Августа Перуджия" (во II в. н. э. император Октавиан осадил город и, завовевав его, дал ему имя Августы Перуджии).
После падения Римской империи город пережил многочисленные завоевания, терпел нашествия варваров, принесшие много крови, убийств, грабежей, жители были доведены до крайности мародерством захватчиков. Лишь в конце 11 в. Перуджа становится свободным средневековым городом. Постепенно город приобретает мощь, покоряя близлежащие города и деревни, а также укрепляя союз с церковью и сопредельными государствами. Пика развития своего государства Перуджа достигает в XIII–XIV вв. Именно с этого времени город начинает принимать тот внешний облик, который имеет в настоящее время, украшаясь великолепными дворцами, церквями, скульптурными произведениями.
Истинным символом города является Главный Фонтан (Fontana Maggiore), расположенный в самом центре Перуджи на площади IV Ноября (Piazza IV Novembre) - излюбленном месте встреч студентов. Фонтан был сооружен в 1277 г. Николой и Джованни Пизано и являет собой истинный шедевр искусства XIII в. Фонтан состоит из двух многоугольных бассейнов, расположенных один над другим. На верхнем, меньшем диаметром, установлена небольшая бронзовая чаша, украшенная скульптурой трех нимф, которые символизируют три божественные добродетели - Веру, Надежду и Милосердие. Нижний бассейн состоит из 48 квадратов со скульптурными украшениями, изображающими всякую всячину: знаки зодиака, сюжеты из библейских историй, персонажи из басен Эзопа, символы месяцев года. 24 статуи библейских и аллегорических персонажей, различных святых установлены на верхнем бассейне фонтана.
Все с той же площади IV Ноября, поднявшись по ступенькам огромной лестницы, вы можете попасть в Палаццо деи Приори (Palazzo dei Priori), или Городской Совет, который был построен в конце XIII - начале XIV вв. и является одним из величайших памятников итальянского Средневековья. Особого внимания здесь заслуживает Зал Нотариусов, у входа в который возвышаются две бронзовые статуи: Грифа и Льва - символов города. Этот зал, украшенный многочисленными фресками работы Пьетро Каваллини, был раньше местом народных собраний, а впоследствии, начиная с XVI в., там заседали члены Союза Нотариусов. На третьем этаже здания располагается Национальная Галерея Умбрии (Galleria Nazionale dell\'Umbria). Это самая значительная коллекция произведений художников и скульпторов умбрийской школы XIII–XVIII вв., представленная в хронологическом порядке. Здесь можно увидеть великолепные работы Перуджино, Беноццо Гоццоли, Пьеро делла Франчески, Бернардино ди Бетто, прозванного Пинтуриккьо, Лукки Синьорелли. Из наиболее известных работ, представленных в Галерее, можно отметить "Мадонну с младенцем" Дуччо Бонинсенья, "Распятие" Маэстро ди Сан Франческо, "Мадонну с младенцем и Святых" Петро Перуджино. Коллекция также содержит великолепные ювелирные украшения, изделия из бронзы и слоновой кости, деревянные и мраморные скульптуры, относящиеся к периоду XIII–XVII вв.
Напротив Городского Совета возвышается Собор Сан Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) - здание, построенное в готическом стиле, которое также выходит на площадь IV Ноября. К северу от фонтана поднимаются ступени этого собора, на которых люди собираются для того, чтобы покрасоваться и пофлиртовать, а также чтобы посмотреть очередное действо, которое почти каждый вечер разворачивается около фонтана. В соборе находится загадочное "Снятие с креста" Бароччи, написанное после того, как некий завистник пытался отравить художника. Именно в этом соборе часто проходят венчания, и желающими посмотреть на жениха и невесту заполняется вся площадь.
По Перудже можно долго ходить, так и не осмотрев до конца всех достопримечательностей, но такое случается почти в каждом итальянском городе. Уникальность же этого города состоит в том, что в нем царит неповторимый дух студенческого веселья и бесшабашности.
Анекдот на тему:
Экскурсовод ведет туристов по старинному замку со множеством тоннелей и лабиринтов. В глубоком подземелье он показывает им несколько скелетов.
- Как они здесь оказались? Это узники былых времен?
- Нет, они хотели сэкономить на экскурсоводе.
Ассизи
Ассизи располагается под горой Субазио (Subasio), на берегу высохшего еще в XVI в. озера, в долине Сполето. История этого города, как и многих других городов этого региона, тесно связана с этрусками, а также с римлянами, готами, византийцами и лангобардами. Прежде Ассизи назывался Асизиум (Asisium), и именно под таким именем город расцвел как римский муниципалитет. В начале III в. н. э., уже с появлением христианства, первый епископ Ассизи, Руфино (Rufino), стал и первым великомучеником. В 545 г. империя пала под натиском готов и их предводителя Аттилы, позже была завоевана византийцами, а потом лангобардами. Долгое время город был под властью герцога Сполето.
Лишь в XI–XII вв. Ассизи вновь обрел былую мощь, когда были приняты законы, дающие гражданам куда больше свобод, чем раньше. Но тем не менее город терзали многочисленные войны.
На протяжении очень долгого времени Ассизи находился под властью Папы и перуджийцев, среди которых были Висконти (Visconti), Монтефельтро (Montefeltro), Браччио Фортебраччио (Bracdo Fortebraccio), Сфорца (Sforza). Город раздирала бесконечная внутренняя борьба между Верхней Партией и Нижней Партией (Parte de Sopra e Parte de Sotto). В 500 - 1860 гг. Ассизи входил в состав Государства Святой Церкви.
В Ассизи находятся знаменитые на весь мир базилика Сан Франческо (Basilica di San Francesco) - огромный пышный храм, который начали строить почти сразу же после того, как Франциска причислили к лику святых, 17 июля 1228 г.; Площадь Дель Комуне (Piazza del Comune) - исторический центр города; Собор (Duomo), построенный в XII в. на месте погребения первого мученика - святого Руфино; Часовня Святой Клары, посвященная последовательнице святого Франциска и основательнице женского ордена святой Клары францисканского направления.
К югу от Ассизи, на самой южной точке высохшего озера, располагается небольшой, но замечательный по красоте город Сполето (Spoleto). Каждое лето здесь проходит Фестиваль Двух Миров ("Festival dei Due Mondi").
Анекдот на тему:
- Где бы вы посоветовали нам поставить палатки? - спрашивают туристы местного жителя.
- Внизу, на лугу. Там уже стоит около десятка палаток.
- А какие-нибудь развлечения в вашей округе есть?
- Да, раз в неделю я выпускаю на луг своего быка.
Сполето
С III в. до н. э. город развивался под влиянием Рима, а затем, став в 241 г. до н. э. колонией, стал называться Сполениум (Spolenium). Город всегда оставался верен Риму, даже во время Пунических войн, когда героически боролся с войсками Ганнибала. Вплоть до 100 г. до н. э., как отмечает Цицерон, город был одной из самых красивых и процветающих колоний в центральной Италии. Город разделил все превратности судьбы, постигшие Римскую империю: с IV в. принявший христианство, он пережил нашествия Теодора, Аттилы и Нарсета.
Жители Сполето по праву гордятся собором XII в.: он настоящее сокровище этого города. Средневековый портал украшен окном-розеткой. Пол собора выложен в романском стиле в виде узоров из спиралей и загадочных линий. Часовня справа расписана Пинтуриккьо. Апсида сверкает красками последней работы Филиппе Липли, рассказывающей о коронации богоматери, окруженной радугой и ангелами. На северной стороне лестницы, ведущей к Соборной площади, находится жемчужина ХП в. - часовня Сант-Эуфемия (Chiesa San Eufemia), ее целомудренное совершенство контрастирует с величием собора. Обратите внимание на массивный каменный трон за алтарем.
К западу от Сполето на высоком холме располагается город Тоди.
Анекдот на тему:
Экскурсовод с туристами:
- А сейчас мы проезжаем мимо самого известного борделя не только в Сполето, но и, пожалуй, во всей Италии…
- А почему мимо???
Тоди