Парные дышловые колесницы персов насквозь пробивали строй любой армии. Пучком торчащих из торца дышла кинжалов и венчиками заточенных кос, закреплённых между спицами колёс. При Гавгамелах они прошли сквозь македонскую фалангу как горячий нож сквозь масло - даже не замедлив ход. Потому что фаланга оказалась достаточно обученной, чтобы расступиться, а не разбежаться. А рассредоточенные в тылу строя (в тылу - не перед фронтом!) критские лучники перебили возничих.
Русская тройка - не шестерик, не квадрига, не боевая колесница - вроде бы, значительно проще. Но это единственная в мире разно-аллюрная упряжка. Коренник идёт рысью, а пристяжные - галопом. Выглядит так, будто пристяжные тянут коренника. Но это неправильно - рыси коренника должно хватать, чтобы поспевать за галопом пристяжных.
При спускании саней с горы вся тяжесть лежит на одном коренном. Именно он идёт в оглоблях, которыми и сдерживает разгон саней. Вот почему в русских упряжках - оглобли! У нас - тормозов нет. В санях - точно. В головах… Ну, как думаем, так и ездим. Я уже говорил - человек един во всех своих проявлениях. Собачьи упряжки у чукчей или эскимосов - с тормозом. Конные английские, французские - аналогично. Наши что - не додумались? Или просто - "душа не принимает"?
"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить…". Зря вы так, Николай Васильевич. Это у нас-то, да не любят пошутить?! Да я сам трамвайные рельсы солидолом смазывал! Старые русские города стоят на кручах над реками. Если с горы вниз есть трамвайные пути - очень весело смазать такой спуск маслицем. Трамвай летит, звенит, дребезжит, вагоновожатый - визжит… Как тройка, которую бестолковый кучер сдержать не сумел. А мы - веселимся…
"Кто смолоду не перебесится - к старости с ума сойдёт" - русская народная мудрость. Мне повезло: успел на трамваях поразвлечься. И вот - в нормального человека вырос. Обычный российский обыватель. Только изредка, в короткие мгновения между сном и бодрствованием, в секунды просыпания вдруг появляются ощущение, будто руки снова сами, автоматически вставляют магазин и передёргивают затвор.
Что радует: третью команду - "снять с предохранителя" - уже во сне не вижу. Успеваю затормозить и проснуться.
Интересно, а если я тут, в 12 веке, тормоз изобрету - чего будет? Оглобли можно убрать, чисто постромочная запряжка получится. Повозка будет на пуд-два легче. Соответственно, товара взять можно больше. Соответственно, транспортные расходы снижаются. Для Руси, с нашими дорогами и расстояниями - весьма существенно. Такой… шажок в деле оптимизации всякого чего нашего русского.
А сама концепция тормоза? Внедрённая в сознание народа в эту эпоху, она, к третьему тысячелетию, прорастёт в национальном менталитете?
И не надо будет Николаю Васильевичу спрашивать:
"Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
Когда "мимо все, что ни есть на земли"… Скучновато как-то становиться: на земле-то много чего интересного есть. Да проще - там же, на земле, и хлеб растёт, и дома стоят! Как-то голодновато и неприютно получается… И когда все "постораниваются и дают дорогу" у меня сразу возникает тревожный вопрос:
- Это дорога ведёт к коммунизму? Или - на минное поле?
Точно: вернусь в вотчину - сразу тормоз спрогрессирую. Совершенно революционная фундаментальная бифуркация в отечественной истории и массовом сознании. Поскольку у нас основная движущая сила исторического процесса - психи и воры. Люди без тормозов. "Страшно далеки они от народа". А будут - "ещё страшнее".
А пока мы едем, и я присматриваюсь к работе возниц.
От кучера в русской тройке постоянно требуется особая внимательность - иначе нельзя достигнуть равномерности работы всех трёх лошадей, надо зорко следить, чтобы пристяжные не только скакали, но и везли, а для этого необходимо тщательное согласование качеств лошадей данной тройки.
Во время движения коренник управляется как одиночка, а обе пристяжные имеют по одной вожже. Удержать правильно, не перепутывая, с нужным и разным натяжением четыре ремня в левой руке, а в правой кнут… Ага, ещё одна иллюзия. Кучер правит упряжкой в рукавицах. Четыре вожжи в одной рукавице… ну, понятно. Поэтому вожжи - в обоих руках. А кнут - заткнут. За облучок, за пояс, в сапог - кто к чему привык. Управление лошадьми - взмахом и натягиванием вожжей и голосом.
При трогании с места необходимо наблюдать, чтобы обе пристяжные принимали в этом участие. При остановке тройки необходимо одновременно и постепенно сдерживать всех трёх лошадей, иначе пристяжные будут мешать кореннику… Постоянное стремление к равновесию, к оптимуму, к балансу. Непрерывный поиск гармонии с вожжами в руках.
Иногда видно, что одна из пристяжных ленится, что не тянет, а просто бежит - нужно подогнать её. Но - как "увидеть"? Лошади ж они такие… хитрые. У неё же цифровая индикация типа: "лень: 10 %" - не загорается.
А повернуть тройку на полном скаку, да так чтобы седоков не вывалить? Отдельная тема: распрячь - запрячь. Элементарно: с кого начинать? С коренника или с пристяжных? С какой - с левой или с правой?
Самый умный по коням у нас - торк Чарджи. Так что я сразу решил его одним из возниц поставить.
Мда… Пришлось перерешивать. Как он на моё предложение обиделся!
- Я - инал! Потомок великого ябгу! Мои предки - повелители мира! А ты смеешь требовать, чтобы я кибиткой правил!
Я даже растерялся. У древних греков и римлян были даже цари, которые выигрывали гонки на колесницах сами, а не только их рабы. Император Нерон - и выигрывал такие гонки и основал систему четырёх "цветных" конных клубов, которая продержалась до захвата Константинополя крестоносцами. Бронзовых коней с византийского ипподрома, сделанных в честь побед одного из этих клубов, уже в 21 веке я видел в Венеции, в соборе Святого Марка.
А в Степи не так. Быть возницей для степного аристократа - позор, оскорбление.
- Чарджи, ну ты же верхом ездишь, своим конём правишь. Какая тебе разница? Что в запряжке их три?
- Ты, мшеди деди…! Ты простейшего не понимаешь! Воин едет на коне, смотрит вперёд, на друзей, на врагов, на высокое синее небо. А смотреть кобылам в задницу - дело рабов. Слуг, нищих, стариков. Никогда ни один благородный хан не будет управлять повозкой!
Ну и откуда такую заморочку можно узнать нормальному попаданцу? Хотя, если подумать… В Степи любая семья кочует на телегах. Мужчины идут верхами, гонят скот, делают главное дело. Повозки - дело второстепенное. Отсюда и статус этого времяпрепровождения.
Так кому быть кучером? Вопрос-то серьёзный, русская тройка - не трио, а квартет: три лошади и возница. Каждая такая команда должна быть "скатана", "слётана". Кони должны чувствовать и друг друга, и возницу.
Николай у нас - купец. По легенде - главный. Ему кучером - "невместно". Иначе достоверность прикрытия теряется. Мне… только как развлечение. На Руси та же степная система: конём правит вятший, благородный. Конями - слуга, раб. Я - боярич, и мне перед людьми моими - должно быть "стыдно". Мне-то лично - ну совсем не стыдно! Мне наоборот - интересно. Но им на меня смотреть… Три "К", сплошной "ку-клукс-клан" - коcятся, кривятся и краснеют. Сколько я им не объяснял, что хочется научиться, в ответ одно:
- Ты… эта… ежели для баловства… то мы конечно… но… поигрался и хватит.
От Сухана моего - лошади шарахаются. Я запаха не чувствую, а мои спорят:
- Это от него медведем несёт, или скотина мертвеца чует?
Я надеялся - пройдёт со временем. Но в какое селище не придём - скотина рваться начинает, а собаки с ума сходят.
Шестым я Чимахая взял. Заскучал мужик - надо "железного дровосека" в "свет выводить". Но Чимахая кучером не посадишь - он с конями работать забыл. Пока в лесу жили, под "божественной цаплей" - коней у них не было. Детские-то навыки бесследно не проходят, но его сперва надо подучить, обкатать.
Вот и получается, что кроме Ноготка и Ивашки на облучок и посадить некого. Ну и ладно - так тому и быть. Собрались, замаскировались, помолились, перекрестились. Покатились.
"Друг милый, предадимся бегу…". Предаёмся.
По реке санями идти хорошо. Метелей давно не было, снег плотный, слежавшийся, кони добрые, не заморённые. Тройки… аж летят. "Низэнько" так. Очень даже хорошо. Снег поскрипывает, морозец пощипывает, солнышко блестит. Дальше, как известно от Алексея Плещеева:
"Ласточка с весною
В сени к нам летит".
А вот этого нам не надо. Вот только ласточек мне сейчас… Надо успеть вернуться. Быстренько сбегали, чего надо - спроворили, быстренько вернулись. А то у меня в вотчине водополье пойдёт, купцы по реке двинуться, потом посевная…. Надо присмотреть, надо кучу дел доделать, новых начать… Поторапливаемся. Вся Десна длинной в 1100 вёрст. Но мы выскакиваем на неё сильно ниже Елно. И пойдём, вроде бы, не до самого устья. Если так гнать будем - неделю туда, неделю обратно, там - по-быстрому… Вполне успеваем.
Мы лихо проскочили Угру до самого верховья, укатанным зимником по замёрзшим, снегом заметённым, логам перевалили в Соложу, и без проблем выкатились к её устью, в точку рандеву. Селище там с характерным названием - Словени. Старое, видать, место. Тех ещё времён, когда все вокруг - славянами не были. Ну, "братья-словене" - встречайте!
Первым же встреченным нами "братом" оказался Гостимил. Вот уж точно - факеншит! Тесен мир, тесен. Никак не ждал встретить "двойного предателя", "отставного агента" из Елно в этих краях. И в попутчиках своих.