Мы из Солнечной системы - Георгий Гуревич

Шрифт
Фон

Преданный рыцарь Ее Величества Фантастики - так с полным правом можно назвать Георгия Иосифовича Гуревича (1917 - 1998), человека, отдавшего служению отечественной научной фантастике пятьдесят лет жизни. Пятьдесят лет, за которые он опубликовал двадцать шесть книг, названия самых известных из которых - начиная с дебютной повести 1947 г. "Человек-ракета" - известны ВСЕМ настоящим ценителям отечественной научной фантастики.

Романы "Рождение шестого океана" - и "В Зените"...

Сборник рассказов и повестей "Пленники астероида" и "Мы - с переднего края", но прежде всего, конечно, - роман-утопия "Мы - из Солнечной системы"!

В данный том вошли наиболее известные произведения Г.И. Гуревича - роман "Мы - из Солнечной системы" и полные романтики научного поиска рассказы 1960-х гг.

Содержание:

  • От составителей 1

  • МЫ - ИЗ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 1

  • ПРОХОЖДЕНИЕ НЕМЕЗИДЫ 81

  • ЛУННЫЕ БУДНИ 93

  • ПЛЕННИКИ АСТЕРОИДА 97

  • ИНФРА ДРАКОНА 109

  • ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ 115

  • МЫ - С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ 124

  • А У НАС НА ЗЕМЛЕ 132

  • ЛОЦИЯ БУДУЩИХ ОТКРЫТИЙ 139

  • Приложение - АТЛАС ПРИРОДЫ 176

  • Приложение - ТАБЛИЦЫ 179

  • Примечания 179

КЛАССИКА
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ФАНТАСТИКИ
Георгий ГУРЕВИЧ
Мы - из Солнечной системы

От составителей

Пятьдесят лет жизни были безраздельно отданы Георгием Иосифовичем Гуревичем Его Величеству Фантастике. За это время было издано 26 его книг, в том числе 4 крупных романа, множество научно-фантастических повестей и рассказов, а также литературоведческих и научно-популярных статей.

Будучи ярчайшим представителем Второй волны отечественной фантастики, Г. Гуревич отдал должное так называемой фантастике ближнего прицела. Начиная с дебютной повести "Человек - ракета" (1947) (в соавторстве с Г. Ясным) и вплоть до романа "Рождение шестого океана" (1960), он неизменно придерживался неписаных правил, характерных для этого направления. Однако если его "коллеги" в основном пропагандировали полезное народному хозяйству изобретательство, то Г. Гуревич в своих произведениях преследовал несколько иные цели. О чем бы он ни писал: о методах выведения быстрорастущих деревьев, изобретении нетающего льда, регулировании тектонической деятельности или открытии беспроводного электричества - в центре его внимания неизменно находился человек. Фантастическая идея была лишь средством.

При Таком подходе к литературе было совершенно естественным присоединение Г. Гуревича к плеяде авторов-шестидесятников, творения которых и составляют ныне классику отечественной фантастики. Повести и рассказы "Прохождение Немезиды" (1958), "Пленники астероида" (1960), "Мы - с переднего края" (1962) открыли новый период в творчестве писателя, центральное место в котором, несомненно, принадлежит утопии "Мы - из Солнечной системы" (1965), самому, наверное, недооцененному роману советской НФ. А между тем масштабное повествование о коммунистическом будущем человечества если и уступает в чем-то "Туманности Андромеды" И. Ефремова или "Полдню" А. и Б. Стругацких, то лишь незначительно.

В начале 70-х годов интересы Г. Гуревича все более склоняются в сторону гуманитарных наук. Перспективы развития общества, психология героев, обладающих сверхспособностями, составляют основное содержание сборников тех лет. Эти идеи автор развивает в повестях "Месторождение времени" (1970), "Опрятность ума" (1970) и "Когда выбирается "я" (1972). Наибольшей же концентрации они достигают в романе "В Зените" (1972, дополн. 1985) и примыкающем к нему рассказе "Глотайте хирурга", герой которых совершает путешествие к центру галактики.

"Умирать обязательно, стареть обязательно, горевать обязательно и обязательно подчиняться времени". Но что же делать, если осталось еще много нереализованных идей? Г. Гуревич нашел выход. И фантастический и реальный. Фантастический - в повести "Делается открытие" (1978) и романе "Темпоград" (1980). Их персонажи живут и работают в ускоренном сконцентрированном времени. Реальный - в книге "Древо тем" (1991), написанной в уникальной форме "НФ-конспекга", целиком состоящей из оригинальных проектов, которые писатель не успел реализовать в виде художественных произведений.

Кроме собственно литературной деятельности Г. Гуревич занимался еще и активной пропагандой фантастики. Его книги "Карта Страны Фантазии" (1967) и "Беседы о научной фантастике" (1983) до сих пор считаются эталоном жанрового литературоведения. Нельзя также не отметить научно-философскую работу "Лоция будущих открытий" (1990). "Постоянный глубокий интерес к науке, умение обобщать ее факты и изложить их доступно и увлекательно привели автора к созданию "Лоции". Книга необычная, в ней чувствуются огромные возможности человеческого ума, она будит мысль, интерес к познанию мира".

В нынешнем 2002 году Георгию Иосифовичу Гуревичу исполнилось бы 85 лет. Его мемуары носят название "Приключения мысли".

А. Синицын, Д. Байкалов

МЫ - ИЗ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОЛОГ

Смотрите вверх! Выше! Еще выше! Как называете вы тот треугольник ярких звезд? У нас-то для него нет имени, на нашем небе нет такого созвездия. Так вот, в нижнем углу треугольника есть небольшая звездочка спектрального класса G2. Не ищите: она не различима простым глазом. Это наше Солнце. Возле него система спутников. Мы оттуда, мы - из Солнечной системы.

Такая беседа будет завтра, для Кима "завтра". На Земле-то пройдет сто четырнадцать лет, но послы человечества их пропустят. Полет намечен с выключением жизни. Ким закроет в Москве веки… и откроет их там, под иным небом, среди космических чужаков, среди вселенцев. И, глядя любопытными глазами (если у них есть глаза), жестами, словами, сигналами звуковыми, механическими, электрическими, волновыми (есть же у них какие-нибудь сигналы!) вселенцы спросят:

- Вы откуда?

- Мы - из Солнечной системы.

То-завтра, а сегодня-последний день дома. Ким прощается и не может проститься, глядит не наглядится. Он распрощался уже с морем, окунулся последний раз в соленые волны. Простился с величавыми горами, постоял на слезящемся леднике в последний раз. В джунгли и к полюсу не успел слетать: часов осталось мало. Весь день метался над землей и под землей на посвистывающих глайсерах, монотонных монохордах, гудящих траках всех семи горизонтов и рокочущих гезенках, их соeдиняющих. Метался, метался и устал от свиста, гула, рокота, от мерцающих стрел и хрипящих напоминателей, понял, что не с транспортом хочет проститься, не мельканием заполнить последний свой день.

Он еще побывал в акустионе, послушал невидимую оперу с голосом НЛ-246 в главной роли. Композитор Нелла нарисовала этот голос только месяц назад; ценители хвалили его безудержно. В ратостоловой заказал автомату ужин из двенадцати блюд - всех, которые любил. Выпил большой стакан глена, чтобы не спать всю ночь, последнюю земную. В последний раз пошел в пена-кино, заказал программу пострашнее, из тех, что детям и слабо-сердечным ощущать не рекомендуется; в тесной кабине какбудтора упал со скалы в океан, захлебнулся пеной, увернулся от скользкого спрута, на ракете вонзился в ослепительный протуберанец… Когда же вселенцы с фасеточными глазами окружили его, Ким с усмешкой вышел из какбудтора. Необыкновенным его не удивишь-самое фантастическое станет явью завтра. Сегодня он хочет земного, обычного, обыденного. Сегодня его последний обыденный день.

Не траками и не на крыльях-пешком двинулся он в свой прощальный обход. Вечерело. Плотные рои окончивших дневную смену вырисовывали точные клеверные листки над перекрестками. Грузы-под землю, люди-в воздух, а улицы, отданные старикам и детишкам, были пустынны в этот послезакатный час. От памятника Пушкину Ким спустился к Кремлю. На что он смотрел?

На траву - обыкновеннейшую. На зеленые листочки простенькие и узорные, одинарные и тройные, на узенькие зеленые сабельки, на шерсть земли, на ту зеленую щетину, которую дети изображают такой лохматой, чиркая карандашом как попало.

Будут ли травы там? И зеленые ли?

Парковыми аллеями спустился он к Кремлю-к Всемирному Музею Революций. Башни, сложенные из обожженных глиняных брикетов, казались внушительными, если смотреть на них от подножия, не с пассажирской высоты, превращающей все сооружения человека в игрушки. Башни навевали мысли о старине: они видели казни стрельцов и праздники первых космонавтов. Ким припомнил, что в первом веке коммунистического летосчисления два раза в год здесь грохотали военные машины. А в самые первые дни первого года пушки стреляли в эти башни. Стоявших у пушек Ким представил себе суровыми, полными решимости, злыми на прошлое. А тех, кто прятался за стеной, представить не мог. Как это можно-отстреливаться от справедливости?

На пути к братству народов стояла стена. Космические парсеки-тоже стена на пути к межзвездному братству. Что-то есть в этом символическое: перед идущими вперед обязательно стена.

О стенах придется рассказывать. Там.

Небесная синева выцвела, на бледно-сиреневое небо ползли с запада сизые тучи. В домах зажигались огни.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке