Свисток Гальтона - Лайон Спрэг де Камп

Шрифт
Фон

Инструкция Межпланетного Совета запрещает передавать техническую информацию разумным, но отсталым и воинственным существам. Иногда, правда, эту инструкцию находятся желающие нарушить, такие как Сират Монгкат, возомнивший себя основателем династии богов и императоров народа дзлиери - кентавров, отличающихся отнюдь не миролюбивым нравом. Противостоять Сирату, а заодно спасать красавицу Элену Миллан приходится геодезисту Эдриану Фроуму… спасать и убеждаться, что далеко не всегда следствием благородных намерений являются столь же благие результаты.

© Uldemir

Лайон Спрэг де Камп
Свисток Гальтона

Об авторе

Л. Спрэг де Камп - одна из основополагающих фигур жанра, карьера которого распространяется почти на все развитие современной научной фантастики и фэнтези. Большей частью блеска своего "золотого века" конца тридцатых - сороковых годов журнал "Эстаундинг" обязан присутствию на своих страницах именно де Кампа наряду с его великими современниками Робертом А. Хайнлайном, Теодором Старджоном и Ван Boгtom. В то же самое время он помог создать совершенно новый, современный стиль фэнтези - забавный, причудливый и озорной - для братского журнала "Эстаундинг", журнала фэнтези "Анноун", и сам же стал наиболее заметным представителем этого стиля. (Рассказы де Кампа для "Анноун" до сих пор числятся среди лучших рассказов в стиле фэнтези, среди которых такие классические вещи, как "Колеса Если", "Не по правилам", "Штабель дров" и - в сотрудничестве с Флетчером Прэттом - знаменитый цикл "Гарольд Ши", который впоследствии вошел в сборник "Полный обольститель". В жанре научной фантастики им создан "Да не опустится тьма", на мой взгляд, один из трех-четырех лучших романов об альтернативных мирах за всю историю фантастики (переиздан в 1996 году в "Бэйн Букс" вместе с романом Дэвида Дрейка "Принести свет"), а также довольно неоднозначный для своего времени роман "Лукавая королева" (хотя в наши дни он выглядит достаточно банальным) и ряд добротных научно-фантастических рассказов, таких, как "Судный день", "Разделяй и властвуй", "С ружьем на динозавра" и "Аристотель и оружие".

В наше время де Камп известен, пожалуй, в основном как юморист, которого вспоминают прежде всего, наверное, по рассказам из "Анноун" и рассказам о Гарольде Ши, но во всем; что он пишет, велика доля динамичных приключений, хотя большинство его головокружительных, отчаянных приключений содержит добрую толику юмора. Его самый значительный вклад в развитие космической оперы - цикл "Viagens Interplanetaries" ("Межпланетные туры" по-португальски, поскольку на Земле будущего, по де Кампу, доминирующей политической и экономической державой станет Бразилия), ряд рассказов и романов (иногда называемый циклом "Кришна", по имени планеты, на которой происходит действие многих из них), где детально описаны замысловатые, а иногда противоречивые взаимоотношения землян и разумных обитателей близлежащих пределов космоса. Интеллектуальностью - наряду с юмором - пронизаны все рассказы де Кампа, и космическая опера де Кампа просто умнев, чем произведения его современников в этом жанре: легко увидеть, как его изощренный ум разрабатывает детали фона и структуру вероятного межзвездного общества, а также все неизбежные последствия, сохраняя при этом логичность, последовательность и точность, даже когда речь идет о межзвездном авантюристе (например, во вселенной "Межпланетных туров" не допускаются такие вещи, как, например, путешествия на сверхсветовой скорости, - и это порождает некоторые неизбежные и удивительные последствия, над которыми немногие из авторов, работающих в жанре космических приключений, стали бы ломать голову…). Интеллектуальность концепций, положенных в основу рассказов из цикла "Межпланетных туров", проявляется во всем, и не в последнюю очередь в предсказании де

Кампа о том, что Бразилия станет доминирующей державой на Земле к середине XXI века, когда бывшие сверхдержавы истощатся и обанкротятся; причем это предсказание казалось нелепым и экстравагантным, когда де Камп его сделал, то есть в 1950-х, но в наши дни оно выглядит все более правдоподобным и делает эти рассказы вполне современными, хотя им уже почти полвека. Кроме того, несмотря на всю интеллектуальную чистоту, вложенную в них, они вовсе не кажутся скучными или неспешными - напротив, они продолжают оставаться в одном ряду с наиболее красочными й живыми рассказами о межпланетных приключениях всех времен; очевидное тому доказательство - представленный здесь озорной рассказ с лихо закрученным сюжетом.

Рассказы о межпланетных турах представлены в книге "Создатели континентов и другие истории" (к сожалению, сборник опубликован давно, но его еще можно встретить в библиотеках). Среди романов этого иди "кришнаитского" цикла, некоторые из которых недавно переизданы, "Рука Зеи", "Башня Занида", "Королева Замбы", "Дева Зеша", "Узник Жаманака" и "Заложник Зира". Лучший из этих романов, на мой взгляд, "Рука Зеи", который является хорошим введением в серию и который до сих пор можно найти в букинистических магазинах. Де Камп продолжал время от времени писать романы "кришнаитской" серии до самых 90-х и самые последние из них "Кости Зоры", "Камни Номуру" и "Мечи Зинджахана" написаны в соавторстве с его женой, Кэтрин Крук де Камп.

Среди прочих книг де Кампа - "Былая слава", "Великий фетиш" и "Сопротивляющийся король", а также дополнение к книгам о Гарольде Ши - "Карнельский куб", "Страна неразумных", а также сборник "Рассказы из бара Гэвэгена"; вместе с Кэтрин Крук де Камп, в дополнение к их совместным "кришнаитским" романам, были написаны "Включенный рыцарь" и "Чокнутая принцесса"; а еще де Камп написал множество романов про Конана в посмертном соавторстве с Робертом Говардом. Еще он написал продолжительный цикл расхваленных критиками исторических романов, в том числе "Бронзовые боги Родоса", "Слон для Аристотеля", "Дракон ворот Иштор" и "Стрелы Геракла", а. также множество книг на научные и технические темы, литературные биографии, такие, как кропотливое исследование жизни Г.Ф. Давкрафта "Лавкрафт: Биография", "Судьба темной долины: Жизнь Роберта Говарда" и критико-биографические исследования жанра и авторов фэнтези, например, "Литературные меченосцы и волшебники". Еще он был редактором антологий "Мечи и волшебство", "Чары семи", "Фантастические меченосцы" и "Волшебники и воины". Его рассказы представлены в сборниках "Лучшее Спрэга де Кампа", "С ружьём на динозавра", "Пурпурные птеродактили" и "Реки времени". Де Камп отмечен премиями: "Небьюла" - Великий мастер и "Гэндальф", или Великий мастер фэнтези, а также престижной премией Всемирной конвенция фэнтези за общий вклад в развитие жанра. В 1997-м награжден премией "Хьюго" за автобиографию "Время и перемены".

Свисток Гальтона

Эдриан Фроум очнулся под резкие согласные звуки речи дзлиери. Попытавшись двинуться, он обнаружил, что вишнувианские кентавры привязали его к дереву и теперь эти твари скачут вокруг него, поигрывая оружием и ликуя.

- Думаю, - сказал один из них, - нам надо аккуратно содрать с него кожу и вывалять в соли.

Другой заметил:

- Лучше вскроем ему брюхо и постепенно вытащим потроха. Обдирать - дело ненадежное: эти земляне часто дохнут, когда дело сделано всего наполовину.

Фроум видел, что его коллеги-разведчики действительно исчезли, оставив после себя лишь двух мертвых зебр (из шести, с которыми они отправлялись в путь) и какую-то разбитую аппаратуру. Голова у него страшно болела. Должно быть, Куинлен шарахнул его сзади, пока Хаятака валялся без сознания, а потом собрал манатки и смылся забрав раненого шефа, но оставив Фроума.

Дзлиери перекрикивались друг с другом, пока один н сказал:

- Да провалитесь вы со своими выдумками! Никакой медленной смерти! Просто пристрелим его, чем одновременно избавимся от него и потренируемся. Первыми вый дут лучники. Что скажете?

Последнее предложение прошло. Они растянулись, насколько позволяла густая растительность.

Дзлиери не были кентаврами в смысле сходства с прекрасными греческими скульптурами. Если вообразить торс гориллы, взгроможденный на туловище тапира, можно получить приблизительное представление об их внешности. У них были большие подвижные уши, покрытые рыжей шерстью, карикатурные подобия человеческих лиц, четырехпалые руки и пучковатые хвосты. Тем не менее тот факт, что у каждого из них было по две руки и по четыре ноги, вынуждал людей, которые находили их собственное название трудноватым, именовать их кентаврами, хотя от их наружности у Фидия или Праксителя душа ушла бы в пятки.

- Готовы? - спросил поклонник стрельбы из лука. Цельтесь пониже - его голова пополнит нашу коллекцию, если вы ее не подпортите.

- Обождите, - сказал другой. - У меня мысль получше. Один их миссионер рассказывал мне земную легенду про человека, которого господин заставил сбить какой-то плод с головы его сына. Поэтому давайте-ка лучше…

- Нет! Тогда ты точно испортишь голову!

И вся шайка возобновила галдеж.

Господи, подумал Фроум, как они говорят! Он проверил свои узы, убедившись, что кто-то хорошо потрудился, связывая его. Но, хоть он и был крепко напуган, он собрался с духом и взял себя в руки.

- Эй, ребята, я вас спрашиваю: вы чего затеяли? Они не обратили на него ни малейшего внимания, пока партия Вильгельма Теля не взяла верх и один из них, с украденным у торговца ружьем, болтавшимся на плече, не приблизился к нему с плодом размером с небольшую тыкву.

- А твое ружье стреляет? - поинтересовался Фроум.

- Да, - ответил дзлиери. - И пули подходящие для него есть!

Фроум имел сомнения на этот счет, но все же сказал:

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке