Вести из каморки поэтому кажутся нам смешными: большая паутина усилиями нескольких паучьих вожаков распалась на десяток обрывков, черные тараканы объявили войну рыжим, община моли Нижнего Запиджачья заключила экономический союз с Шерстяной Одеялией. Но что значит перекраивание карты какой-нибудь Восточной Европы для меня, существа, что в ветхозаветные времена исследовало гиперпространственную впадину звездного кладбища Огненного Предела? И как может относиться к "исламской угрозе" Алиса, воле которой покорялись в Измерении Дзэт миллиарды созданий с тысячами культур и верований? Нет, само собой, у всех нас имеются свои привязанности. Я, положим, тяготею к французскому языку, слегка напоминающему язык варваров одной из курортных лун Первой Секвенции…
Впрочем, нельзя не признать, что для поддержания увядшей беседы тема восточноевропейского передела - самое то.
- Дорогая госпожа Селезнева, правду ли говорят, что Восточную Европу теперь не узнать? - осведомляюсь я и замечаю, что говорю неестественно громко. Точнее, Прежние Герои ведут себя неестественно тихо. Герр Мюллер потупил взгляд, а мистер Кент сосредоточенно жует нижнюю губу и водит глазами из стороны в сторону, начисто позабыв о субпространственном зрении.
- Мистер Карпентер, - говорит госпожа Селезнева, - вам не кажется, что за нами следят?
Я киваю, стараясь вести себя так, будто не услышал ничего особенного, и шевелю губами, задавая немой вопрос:
- Кто?
- Вон тот, - шепчет мистер Кент, заговорщически двигая левой бровью. - За моим левым плечом!
Мюллеры кивают. Я бросаю взгляд в указанном направлении и вижу за столиком у стенки худого молчаливого клиента "Зеленого фонарика". Судя по цветастой одежде, он американец. Ему от тридцати до сорока лет, его волосы черны как смоль. Он поглощает все тот же рийстафель, покачивая головой в такт "Луне над Майами" Вэна Мунро, и пристально на меня смотрит.
Я встаю из-за стола, иду к нему, подсаживаюсь.
- Добрый день.
- Добрый день, - кивает американец, промокая губы салфеткой.
- Откуда вы прибыли?
- Теплоходом из Марселя.
- Я не об этом. Откуда вы прибыли на Землю?
Он с минуту не сводит с меня глаз.
- Я вас чувствую, - сообщаю я. Это правда. Передо мной - не человек, хотя ощутить его нечеловеческую сущность способны лишь избранные обитатели Земли, и все они собрались сегодня в "Зеленом фонарике".
- Из соседней Галактики, - говорит он. - Я не прилетел. Я, скорее, материализовался. Понимаете, мы отражали атаку, и я увлек врага за собой в туннель, который вел в вашу реальность…
- Их реальность, - поправляю его я.
- Ну да. Я успел захлопнуть портал у врага перед самым носом…
- И как давно это случилось?
- Месяц назад. Постойте… а вы все-таки…
Бурная радость вспыхивает на его лице. Я улыбаюсь.
- И вы не можете вернуться домой?
- В некотором роде. Сломался аппарат, который…
- Лучше без технических подробностей. Как вы нас нашли?
- Нас!
Он ликует. Я показываю Прежним Героям большой палец - все в порядке; свои. Герр Мюллер радостно машет нам рукой. С помощью шеф-повара мы переставляем мисочки американца с рийстафелем на наш стол.
- Пришелец из соседней Галактики, - объявляю я. - Знакомьтесь: королева Измерения Дзэт, которую тамошняя хунта сослала в наш мир. Потомки великих атлантов. Сверхчеловек с планеты, э-э, Криптон. Девушка из будущего, спасшая человечество от нашествия зловредной расы из туманности Конская Голова…
- Так они и вам досаждают? - восклицает американец.
- Добро пожаловать в клуб, - изрекает мистер Кент и с алкоголическим хрипом тянет к американцу дрожащую руку.
- И все-таки: как вы нас нашли? - повторяю я свой вопрос.
- Ерунда, - отмахивается он. - Хаотический анализ сетевых информационных потоков, ничего сверхсложного. Я с самого начала думал, что на Земле должен быть кто-то…
- Вы не занимаетесь свининой? - вкрадчиво спрашивает герр Мюллер. - Сбыт? Хранение?
Американец обескураженно мотает головой. После паузы ресторан погружается в "Грустный вечер" Гленна Миллера.
- Как же здорово, что я вас всех нашел! - восклицает американец, пока Прежние Герои флегматично возвращаются к еде. - Пусть вы не такие, как я, но все-таки… С нашими знаниями, с нашим опытом мы изменим этот мир! Превратим его в нечто совершенно…
Прежние Герои не произносят ни слова.
Приступы энтузиазма в отношении "этого мира" случались в свое время с каждым из нас: я рассказал китайским военным о порохе, Кларк под видом джинна пытался остановить армии Магомета, Цви поднял восстание сипаев, чтобы расколоть Британскую империю.
Рано или поздно все мы умнели.
- Сколько вам лет? - интересуется Алиса.
- Неловко об этом говорить, но… скоро будет восемьсот.
- Ничего страшного, - говорю я, налегая на "самбал-уданг". - Возьмите меня: мне около пяти тысяч лет.
Американец лишается дара речи, потом очухивается и произносит:
- Вы не выглядите на пять тысяч. Вам дашь хорошо если пятьдесят с гаком.
Все смеются остроумной шутке.
- Мы делаем вид, что исправно стареем, и меняем одну жизнь за другой. Вы тоже к этому придете, если еще не пришли. Выжить на Земле возможно, лишь прибегая к мимикрии во всем, от внешности до манеры думать. Только такая мимикрия позволит вам остаться самим собой.
- Как это?
- Очень просто. Делайте вид, что вы - один из них, подражайте им во всем. Никто не станет к вам цепляться, и вы сможете дожить до момента, когда появится возможность отправиться на родину. Нельзя терять надежду вернуться домой. Вдруг ваши ученые пробьют туннель в эту реальность?
- Может статься, мои сторонники свергнут узурпаторов, - говорит Алиса.
- Однажды друзья вытащат меня из хроноловушки, - говорит Анна.
- После гибели Атлантиды наверняка выжили не мы одни, - говорит Хайнрих.
- Остается вероятность, что Криптон переместился перед взрывом в другое место или время, - говорит Кларк.
- Хуже всего мистеру Цви Бендеру, - говорит Марлен, - всех его родичей-мутантов люди истребили. Но вдруг природа еще произведет на свет ему подобных?
- Что до меня, надеюсь, настанет час, когда великая империя, которую мы по глупости потеряли, возродится, и мой народ снова будет летать от Ядра до самых до Окраин Галактики, - говорю я. - В общем, ждите и следуйте первому правилу любого emigr: смейтесь там, где все смеются, и плачьте там, где все плачут.
- Вы привыкнете, - обещает Марлен. - Счастливый день настанет.
- Но я могу до него не дожить, - говорит новый Прежний Герой.
- О, если вы родились смертным, это несложно исправить, - говорю я. - У мистера Кента, кажется, остались еще те пилюли…
- Сколько угодно, - трясет головой Кларк. - На случай восстания пеонов я зарыл их под песьей будкой на заднем дворе.
- А теперь, - предлагаю я, - давайте знакомиться. Джон Карпентер. Владею страховой компанией в штате Канзас.
Он пожимает плечами:
- О’Донневан. Финн О’Донневан. Пытаюсь стать писателем.
Мистер Кент вздрагивает и страдальчески вздыхает.
- Отличное имя, - кивает Анна.
- И замечательная профессия, - добавляю я. - В аккурат для Прежнего Героя!
Мы говорим еще немного об индонезийской кухне, прогнозе погоды на ближайшую неделю и особенностях климата Балеарских островов. Я рекомендую Финну неплохой китайский ресторанчик в Ибица-тауне. Думаю, мне удалось произвести на новичка хорошее впечатление.
В пять вечера мы по традиции поднимаем последний бокал шампанского - "За вечную дружбу!" - и встаем из-за стола. Шеф-повар выходит, чтобы проводить нас до дверей. Мы дружно хвалим его за отменный рийстафель, покидаем "Зеленый фонарик" и прощаемся.
- Удачи, - говорю я мистеру О’Донневану. - Не забывайте о первом июня. Через год на Ибице!
Леонид Кудрявцев
Футуромозаика
1. Суд
Понд взглянул на судью, окинул взглядом бесстрастные лица присяжных и сообщил:
- Я порождение всемирной паутины. Я намерен доказать, что являюсь личностью, человеком, и, значит, должен обладать всеми правами, гарантированными полноценному члену общества.
- Пусть ваш адвокат это докажет, - напомнил судья. - И тогда мы вынесем решение в вашу пользу. Но предупреждаю, что вы далеко не первый, явившийся к нам с подобным требованием. Всем предыдущим мы вынуждены были отказать.
Адвокат Понда выступил вперед.
- Доказать? - переспросил он. - Хорошо, мой клиент готов, если вы пожелаете, прямо здесь написать эссе или небольшое стихотворение. Профессиональный уровень гарантирован.
- Что это докажет? - спросил судья.
- Умение творить. Как известно, способность к творчеству, к синтезу является одним из признаков личности, одним из признаков человека.
Судья покачал головой.
- Довод не принимается, - заявил он. - Для достижения профессионального уровня достаточно в совершенстве изучить приемы других творцов. И если произведение вашего подзащитного является лишь суммой приемов, если в нем нет необычной, гениальной идеи, то оно не может быть допущено к рассмотрению. Я прав?
И двенадцать присяжных, как один, заявили о своем согласии с таким решением.
- Мой подзащитный способен размножаться. Причем его копии, так же, как и человеческие детеныши, для того чтобы выжить в окружающем мире, должны пройти определенный путь развития.