А у нас на Земле (рассказ) - Георгий Гуревич страница 4.

Шрифт
Фон

- А у нас на Земле вещи никто не ценит, скла­ды доверху забиты вещами. Нужен тебе фотонный нож, звонишь на склад, тебе на экран выдают прейс­курант - сотню типов ножей на выбор. Чаще раз­бираться некогда и неохота. Советуешься с кладов­щиком. Объясняешь: нужен нож легкий, малоза­рядный, чтобы карман не оттягивал, был бы под рукой в дороге. Не рабочий, лабораторный или за­водской: там заряд важнее веса. Кладовщик пока­зывает: такая модель вам подойдет? И через пол­часа у тебя посылка в домашней почте.

То же с едой. Вызываешь на экран пищеблок, тебе показывают меню. Кухня абхазская, кухня австрийская, австралийская... разбирайся, если охо­та. Но чаще некогда и недосуг. Заказываешь при­вычное: яичницу с ветчиной, творог с медом. Или говоришь: дежурный завтрак для мужчины тридца­ти лет, среднего роста, труд умственный, напряжен­ный, физической нагрузки мало. И диетолог решит за тебя, что там полезно тридцатилетнему мужчи­не, занятому напряженными размышлениями.

Так с мебелью, так с одеждой. Встал перед экраном: вот моя фигура, пришлите рабочий кос­тюм. А женщины - те не жалеют времени на вы­бор. Им присылают ткани на выбор, и пасту, и клей. Комбинируйте, проявляйте личный вкус. Что вам к лицу: вычурная роскошь или суровая простота?

- А где деньги на все эти фокусы? - спрашивает хо­зяйка.

- Даром, я же говорю - даром!

Хозяйка хмыкает неодобрительно. Она не верит ни единому слову, но мужчине не полагается перечить у си­некровых, я уже говорил об этом. И дочка ее молчит, улыбаясь загадочно и многозначительно. Она полагает, что склады - дело второстепенное. Главное, чтобы была любовь. Если Он любит как следует, добудет все: и еду, и наряды, и деньги.

Но брат ее - подросток - не стесняется возражать, нарочно хрипит, чтобы скрыть свой мальчишеский те­нор:

- Брешешь ты много. А если я захочу сто обедов?

- Зачем тебе сто? Съешь один, второй, остальные испортятся.

- А я сто гостей позову... как король.

- Тогда гости у тебя пообедают, а домашний обед не закажут.

- А если я сто шуб закажу?

- Зачем тебе сто? Снимать - надевать, снимать - надевать? Интереснее дел нет?

- А сестра - девчонка. Ей интересно.

- И сестре надоест. Смеяться будут над ней, как над дурочкой. Скажут: "Не человек, а вешалка для платья".

- А если...- Парень медлит, не зная, что бы еще придумать. В конце концов заключает решительно: - Никто работать не будет. Наедятся от пуза и спать заля­гут в тенечке.

- А у нас на Земле все сыты, одеты, но рабо­тают с охотой. Человек так устроен, что ему скучно без дела, тошно бока отлеживать. И еще, человеку нужно уважение. Если вещь присылают тебе со склада, велика ли заслуга набрать кучу вещей? Вот сделать хорошую вещь - это не каждый сумеет. Честь и почтение мастерству. Один умеет считать мастерски, другой учит мастерски, третий лечит мастерски. Встретились, каждый расскажет о деле: счетчик о счете, учитель об учении, лекарь о лече­нии. А бездельник молчит, язык прикусил. Что он поведает? Сколько съел и выпил? Это каждый сумеет. На него и девушки не посмотрят, девушки стоящих уважают. Еще почетнее, если ты самый лучший работник, самый лучший счетчик. А лучше всего, если умеешь особенное, что никто на свете не умел до тебя. Открыл новую формулу... Ах да, вы же не знаете, что такое формулы. Если, допу­стим, открыл новый способ лечения. Лечишь то, что лечению не поддавалось: старость меняешь на мо­лодость, смерть прогоняешь.

- Брехня все это,- проворчал мальчишка.- Вот по­мер отец. Зарыли, и все тут. Смерть не прогонишь.

И отошел насупленный, с видом всезнающего превос­ходства.

Дня три я не видел его, но однажды, в сумерки, он подстерег меня в сенях, ухватил за рукав.

- Гляди, дядя Чародей, я особенное сделал?

И протянул тяжелый отцовский меч. У подслепо­ватого оконца я разглядел свежие надрезы на руко­ятке.

- Вот видишь, я тут батю вырезал: глаза, нос, боро­ду, все, как было. Когда вырасту, пойду на войну, отец будет со мной. Особенный меч? У вас на Земле есть та­кие?

Беспомощная была резьба, но не в том суть, не в том. Понял я, что не бесследно пропадают мои сказки о пра­вильной Земле.

Не верят мне, ухмыляются, издеваются... а все-таки запоминают.

Вслух помечтать стесняются, а про себя думают: мо­жет быть, возможно и по-хорошему жить, по совести и справедливости?

Так что с той поры я не стыдился рассказывать свои сказки. Всюду говорил о Земле, возможно, и невпопад иногда.

Кажется, невпопад заговорил я о Земле с хозяйской дочкой.

Замуж ее выдавали, только ждали, чтобы кончился траур. Хлопотливое было дело. В вещелюбивом мире си­некровых девушку полагалось обеспечить вещами на всю жизнь, если не на всю, на несколько лет по меньшей мере. С самого рождения наполняли для нее сундуки вещами. Накопили куски шерсти, холста, простыни, подушки, платья. Теперь все это вынималось, пересчитывалось, проветривалось, белилось. Хозяйка, молодея от волнения, примеряла на дочь и на себя свои собственные, проле­жавшие лет двадцать свадебные наряды. И жених при­нимал участие во всех этих хлопотах - плечистый и бо­родатый кожевник из соседней слободы. Лично я не по­шел бы за него замуж. И не только потому, что он был старше невесты лет на двадцать, схоронил первую жену, собственных дочерей повыдавал замуж. Пахло от него неаппетитно. Кожевенное дело - неопрятное занятие при ручной работе. Дело имеешь с гниющим мясом, кожи дубят всякими тошнотворными растворами. Вонь в каж­дом доме, вонь во всей слободе. Кожевника за десять ша­гов чуешь на улице. Да и человек он был расчетливый, чувствовалось по повадкам. Он тоже ворошил и пересчи­тывал наволочки, щуря глаза, что-то прикидывал в уме, словно взвешивал, компенсирует ли свежесть невесты скудость приданого.

Сама же невеста держалась в стороне от этой суеты. Как-то осунулась она, побледнела. Впрочем, с моей точ­ки зрения, бледность синекровых приятнее их сизого ру­мянца. И не замечал я больше манящей, загадочно мно­гозначительной улыбки на ее губах. Даже плакала она частенько. Я не вмешивался, не выспрашивал. Что по­нимает чужепланетный мужчина в переживаниях сине-кровой девушки?

Но однажды она сама подошла ко мне, встала возле стула на колени, взяла меня за руки, заглянула снизу цверх в глаза:

- Скажи, дядя Чародей, идти мне замуж за коже­мяку? Буду я счастлива?

Что мне было советовать? Я сказал правду, что ду­мал:

- По-нашему, по-земному, если спрашиваешь, зна­чит, не любишь.

- А мама говорит: "стерпится-слюбится". Да-да-да. И у нас так было когда-то: "Привычка свы­ше нам дана, замена счастию она". .

- А у нас на Земле любовь считают великим, может, и величайшим счастьем. И старательно очи­стили ее от расчетов, от связи с вещами. Вещи в стороне, вещи ждут на складе. Кому нужны, тот их и берет: мужчина или женщина. Любые вещи: ме­бель и простыни, сколько понадобится. Запасы на всю жизнь? Смешно. Зачем загромождать собственныйдом вещами, которые понадобятся через двадцать лет?

Их и на складе нет еще. Их изготовят, когда за­каз придет.

Вещи к любви не имеют никакого отношения. Любишь же человека. Да, девушка ищет настояще­го человека, знакомится, встречается. Люди рядом с ней на работе, видно, каковы они в труде, настой­чивы ли, аккуратны ли, последовательны ли, надеж­ные ли сотрудники. Люди рядом с ней на отдыхе, видно, каковы они: веселы, остроумны, содержа­тельны, приятные ли спутники? Любовь прихотлива, разные пути ведут к сердцу. Сердце ценит и силу, и ум, и доброту, и красоту. Дай волю сердцу - вот и будешь счастлива.

...Тут мать меня услышала, раскричалась. В первый раз нарушила местную этику, возвысила голос на мужчину:

- Ах, Чародей Красная Кровь, помолчал бы, если бог тебя умом обидел. Ничего не понимаешь в жизни, не суйся с наставлениями, голову девке не дури. Кого она найдет себе по сердцу, какого-нибудь забулдыгу-подмастерье, ни кола ни двора, зато кудри до плеч. Ну и будет кудри гладить да с голоду чахнуть, детские гро­бики на погост таскать. Можешь понять, что мать пло­хого не насоветует. Отдаю девку самостоятельному мас­теру, проживет за ним как за каменной стеной. Сама будет сыта, дети сыты, одеты, обуты.

Ну и замолчал я. А надо ли было молчать, не знаю до сей поры. Что лучше: жить потихонечку в теплом на­возном хлеву, терпеливо привыкая к навозу, или знать хотя бы, что где-то есть чистый воздух и ясное небо, хотя бы дочкам-внучкам передать мечту о солнце?

Произносил я филиппики против вещей, но если вду­маться, и мы - земные чародеи - сильны вещами, толь­ко не собственными, а общими, всем человечеством изо­бретенными.

Вот остался я без вещей - и исчезла моя сила. Не творю чудес больше. Руками-то ведь не сделаешь лазера.

Впрочем, кое-что есть у меня еще. Уцелело от обще­земного богатства: наши общие знания, самые общие - школьные.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке