В романе "Победить на трех мирах" читателя ожидают захватывающие приключения на Юпитере и его лунах в лучших традициях "космической оперы".
Роман "Тау - ноль" повествует о стартовавшей с Земли космической экспедиции. Во время полета неожиданно выходит из строя система торможения корабля, и скорость его начинает непрерывно увеличиваться. Люди, ставшие пленниками Вселенной, не теряют надежды, но что станет с ними, когда приблизится момент гибели мира…
Завершает том повесть "Полет в навсегда", в которой герой, создавший машину времени, становится пленником неумолимых законов природы и отправляется в путешествие к концу времени, потому что другого способа вернуться не существует…
Содержание:
От издательства 1
ПОБЕДИТЬ - НА ТРЕХ МИРАХ - Перевод с английского - С. Сухинова 1
ТАУ - НОЛЬ - Перевод с английского - Н. Сосновской 35
ПОЛЕТ - В НАВСЕГДА - Перевод с английского - А. Волнова 77
Примечания 90
МИРЫ
ПОЛА АНДЕРСОНА
Том второй
От издательства
Во второй том собрания сочинений Пола Андерсона включены романы "Победить на трех мирах" (1964), "Тау - ноль" (1970) и повесть "Полет в навсегда" (1953). Объединяет эти разноплановые произведения неистребимая вера в возможности человеческого разума, не признающего никаких преград - вера, очень характерная для не склонного к пессимизму Андерсона. Его герои не прекращают бороться, даже если обстоятельства поворачиваются против них, даже если нет надежд на победу, и именно поэтому побеждают там, где слабые духом терпят поражение.
Роман "Победить на трех мирах" представляет собой один из лучших образцов "космической оперы" в творчестве Андерсона, не уступающий произведениям из цикла "История будущего". Когда космический крейсер "Вега" опустился в космопорту спутника Юпитера Ганимеда, колонист Фрэзер не мог и предположить, что вместе со своими товарищами окажется заложником в руках милитаристов, стремящихся к восстановлению на Земле жестокой диктатуры президента Гарварда. Вторжение нарушает и планы контакта с кентавроподобными обитателями Юпитера. Племени наярров, с которым держат связь колонисты Ганимеда, грозит гибель - гонимые злобой и голодом жестокие захватчики ведут в атаку чудовищ из глубин аммиачного моря, пытаясь захватить пдодородные земли Медалона, с давних времен принадлежавшие наяррам. Сын вождя наярров Теор, с которым ведет связь Фрэзер, после поражения армии своего отца скрывается в бесплодных ледяных пустошах; только вмешательство Скрытого народа спасает его от гибели. А в это время солдаты с "Веги" ведут работы по сборке ядерных бомб, которыми они намерены принудить непокорных землян к повиновению. Отчаянная попытка вооруженного сопротивления колонистов провалилась. Но ради дружбы с Теором, ради своих жены и детей, ради колонии на Ганимеде и родной Земли Фрэзер должен победить на трех мирах - Юпитере, Ганимеде и Земле.
Роман "Тау - ноль" относится к числу наиболее интересных произведений писателя, созданных им в период расцвета его творческой деятельности. Написанный в жанре "твердой" НФ, он, однако, ставит проблемы, которые научными средствами не решить. Когда звездолет "Леонора Кристин" с сотней колонистов на борту только начинает свой долгий путь к системе беты Девы, несчастный случай - столкновение с пылевым облаком - приводит к поломке тормозной системы. Двигатель Буссарда, черпающий топливо и энергию из межзвездной среды, разгоняет корабль, приближая его скорость к скорости света, и космонавты не могут его остановить - тогда отключится и силовой экран, защищающий их от смертоносной радиации. Согласно теории относительности время на "Леоноре Кристин" сжимается все сильнее - за день корабельного времени на Земле пролетают годы… тысячи… миллионы лет. Трудно сохранить рассудок, зная, что не только все, кого ты помнишь, но и все человечество осталось в прошлом - стоит ли жить последним людям во Вселенной, среди меркнущих звезд? Отчаяние овладевает пассажирами "Леоноры Кристин", грозя сокрушить их души и сердца. Только мужество и здравый смысл главного героя, корабельного полицейского Чарльза Реймонта, позволяют экипажу корабля найти в себе силы встретить судьбу лицом к лицу и, починив в межгалактическом пространстве тормозную систему, провести звездолет сквозь века к гибели Вселенной и новому ее рождению в Большом Взрыве, к новой жизни человечества, чьими родоначальниками суждено стать пассажирам "Леоноры Кристин".
Последняя повесть, "Полет в навсегда", написанная семнадцатью годами раньше "Тау - ноль", в определенном смысле является первоначальным вариантом этого романа. Она также описывает путешествие в будущее - на сей раз при помощи машины времени, но в этот раз время у Андерсона оказывается не цикличным, как в "Тау - ноль", где Большой Взрыв отмечает начало нового круга, а замкнутым в кольцо, подобно Уроборосу - змее, кусающей себя за хвост, древнему символу алхимиков. Изобретатель Мартин Саундерс сумел создать и запустить машину времени, но законы природы не позволяют ему возвратиться из будущего, куда он попал - отправиться в прошлое возможно не более, чем на семьдесят лет. Ему остается одно - лететь все вперед и вперед, приобретая и теряя друзей и близких, мимо галактических империй, что создаются и рушатся у него на глазах, сквозь долгие века расцвета и еще более долгие эпохи варварства, пока не исчезнет человечество, не погаснет Солнце и не сгинут во мраке звезды, до самого конца - и начала - времен, чтобы вернуться, наконец, домой.
ПОБЕДИТЬ
НА ТРЕХ МИРАХ
Перевод с английского
С. Сухинова
Глава 1
На экране киберштурмана появился сопроводительный луч. "Снова дома", - с облегчением подумал Фрэзер и положил руки на пульт управления, корректируя курс космобота. Когда он вновь поднял глаза к обзорному экрану, Ганимед уже занимал большую его часть. Зрелище леденило душу: зубастые цепи скал; кратеры, огороженные валами, словно крепостными стенами; бесчисленные змеевидные трещины; полчища теней, стелящихся по серо-голубым равнинам… Хотя уже наступила ночь, на востоке от хребта Джона Гленна было светло - это ледяная равнина Беркли отражала лучи заходящего Юпитера. На юго-востоке на тысячи миль простиралась расщелина Данте, доходя до самых Пурпурных гор. Невдалеке от нее мигал зеленый огонек - это был маяк Авроры, крупнейшего города ца Ганимеде. Лишь левый верхний угол экрана был пока заполнен алмазной россыпью немигающих звезд, но Фрэзеру даже смотреть на них не хотелось. "Слава Богу, я вернулся из этого чертова космоса домой, - поздравил он себя. - До чего же я соскучился за эти десять дней по Еве и ребятишкам!"
Внезапно ожило радио.
- Диспетчерская станция Авроры вызывает космобот КС-17, - зазвучал знакомый мужской голос. - Отвечайте. Повторяю: диспетчерская станция…
Фрэзер рассмеялся:
- Эй, Билл, старина, к чему такой официальный тон? Это Марк со "Счастливчика Чарли". Не припоминаешь?
- A-а, Марк, привет, - не очень уверенно ответил Билл Эндерби. - Не обращай внимания, я просто выражаюсь на военный манер. Если кто-то из начальства услышит, что мы с тобой треплемся, мне здорово влетит.
- Погоди, я что-то не понимаю. О каком "военном манере" ты говоришь?
- Разве ты не слышал? Мы известили все поселения в системе.
- Я не останавливался на базе Ио, а прямо полетел к рудникам и торчал там безвылазно, пока не наладил все оборудование. Даже радио не было времени послушать. А что случилось?
- Крейсер, черт его дери.
- Что-о-о?
- Крейсер "Вега" сел пятнадцать часов назад в космопорту Авроры. Естественно, без всякого предупреждения. Представляешь, какой здесь начался бедлам?
Сердце Фрэзера сжалось от неприятного предчувствия. Стараясь не поддаваться панике, он спокойно спросил:
- И что все это означает?
- Пока толком ничего неизвестно. Мы видели всего лишь несколько членов экипажа. По их словам, крейсер патрулировал вблизи Венеры, когда в США произошел новый переворот и к власти вновь пришли гарвардисты. Они послали "Вегу" в наш сектор Солнечной системы, где якобы скрывается свергнутый президент Сэм Халл. Не похоже, что крейсер искал его очень тщательно. Напротив, ребята с "Веги" намекали, что их командир не скрывает своих симпатий к Халлу. Во всяком случае, корабль не собирается пока подчиняться приказу и возвращаться на Землю. На Ганимед он прибыл с целью выяснить, насколько мы лояльны к новому режиму, а заодно узнать о наших нуждах.