"Никакой обязаловки. Авторы имеют полную свободу в выборе мира, героев, времени и места действия. Если кто-то найдет ход, позволяющий ему совместить миры "Страны Багровых Туч" и, скажем, "Улитки на склоне", - то почему бы и нет; главное, опять-таки, - чтобы это было хорошо сделано. И никакого догматизма: мэтров можно дополнять, можно с ними спорить, а при желании можно даже иронизировать над их героями - разумеется, в меру присущего данному конкретному автору такта. В конце концов, литература не пансион для благородных девиц. Каждый писатель смотрит на мир по-своему. И лучшие ученики - это те, кто, усвоив преподанное им учителями, смогли найти свой собственный путь".
А вот цитата из предисловия ко второму тому трехтомника (1998 год):
"Дело в том, что одна из основных идей нашего проекта - как антологии "Время учеников", так и всей книжной серии "Миры братьев Стругацких" - заключалась в следующем: попытаться доказать и самим себе, и собратьям по ремеслу, и нашим уважаемым читателям, что даже самые что ни на есть классические произведения - вовсе не забронзовевшее многопудье томов за стеклами шкафов академической библиотеки; нет, литература - это постоянный процесс, это вечно живая мистерия, происходящая здесь и сейчас".
Наконец, финальный абзац предисловия к третьей книге проекта, изданной в 2000 году, звучит так:
"Но прежде всего я безмерно признателен Борису Натановичу Стругацкому, разрешившему всем нам - составителю, авторам, художникам, читателям и критикам - принять участие в таком, не побоюсь этого слова, поистине уникальном литературном эксперименте. Эксперименте, который лично для меня подтвердил то главное, ради чего, собственно, он и задумывался: миры братьев Стругацких по-прежнему дороги людям, для которых "думать - не развлечение, а обязанность", и, можно надеяться, будут дороги еще очень и очень долго - все то время, которое нам предстоит идти вперед по анизотропному шоссе в наше непредсказуемое будущее".
Ну а теперь, покончив наконец с автоцитированием, я хочу сказать лишь о том, что все четыре произведения, включенные Тройкой в настоящий сборник и написанные их авторами - не под заказ, а по велению души - в промежутке между последним, третьим томом "базового" трехтомника и тем моментом, когда наш проект был возрожден уже в XXI веке и в другом издательстве, лично я, как составитель, считаю весьма и весьма достойными литературными произведениями без всяких там скидок на "низкий жанр". Для тех же, кто не намерен с этим соглашаться, я, припомнив прелестный диалог про "индейскую избу" из бессмертного детского мультфильма про деревню Простоквашино, переименовываю отныне "Время учеников" в "литературный фан-фиг-вам проект". И на этом немножко нахальном мажорном аккорде я ненадолго - надеюсь! - расстаюсь с вами, уважаемые читатели.
Всегда ваш Андрей Чертков,
убежденный сторонник литературных экспериментов и строгий куратор фантастических безобразий.
Санкт - Петербург, январь-март 2009
Блог-клуб
(фрагменты одной небольшой дискуссии, имевшей место быть в феврале 2009 года где-то на просторах "Живого журнала")
chert999:
Опять пишу предисловие. На этот раз к сборнику "Возвращение в Арканар", который, в принципе, уже даже прошел первую корректуру и отправился на верстку. Но предисловия к нему я до сих пор не написал, ибо совсем расслабился по причине зимы и неважного самочувствия. Впрочем, оно, предисловие это, будет предельно коротким и посвящено одной-единственной мысли: когда проект "Время учеников" запускался более 15 лет назад, никто даже не слышал такого дурацкого слова, как "фанфик". Все тогда было предельно ясно - авторы проекта отдавали дань уважения Учителям и доказывали свой литературный профессионализм, экспериментируя в чужих, не ими придуманных мирах. Именно на это я и упирал в своих предисловиях/послесловиях ко всем трем первым томам проекта. Однако, похоже, не все читатели умеют читать, а некоторые - еще и думать. И когда в начале нулевых на волне моды на продолжения и дополнения к "Гарри Поттеру", "Властелину Колец" и "Дозорам" появился и прижился термин "фанфик", им стали монотонно и без разбору припечатывать любые "сиквелы" и "зависимые произведения" - примерно с той же бездумностью, с какой представители мейнстрима-боллитры припечатывают порой всю фантастику и прочую жанровую литературу, хотя, казалось бы, давно уже пора было уяснить: неважно, что написано, важно - как.
Итак, вопросы для нового "блог-клуба":
1. Ваше отношение к самому этому термину - "фанфик"? Имеет ли право на существование литература, написанная на основе или по мотивам других литературных первоисточников? Что нужно, чтобы "зависимая литература" воспринималась читателями всерьез, а не как любительская мазня и не как коммерческая поделка?
2. Ваше отношение к конкретно этому проекту - "Миры братьев Стругацких: Время учеников"? Актуален ли этот проект по-прежнему, как это было в середине 90-х годов, или, быть может, время его ушло безвозвратно?
rumata:
1. Еще как имеет право. И ничего зазорного в термине "фанфик" нет, кроме созвучия с русским уменьшительным суффиксом, что в родном языке может придавать оттенок презрительности. Ну не переделаем же мы собственную речь, равно как и заимствования не пропылесосим. Что есть, то уже есть.
Зависимая литература всегда будет восприниматься как паразитная. В этом качестве одновременно кроется и ее притягательность, нечего тут скрывать. Дополнительные штрихи к полюбившемуся миру вызывать интерес будут всегда.
2. Конкретный проект "Время учеников" изначально вышел ожиданным и оправдывающим ожидания. Вероятно, актуальность и интересность его сохранить на должно высоком уровне не получится бесконечно долго, потому что закон жанра не позволит вечно эксплуатировать любимое-знакомое. Надоедят ремиксы и ответвления. Самые талантливые и оригинальные, разумеется, будут читать, но число любителей таких текстов всегда конечно и будет падать с понижением актуальности. Чем больше ответвлений, тем сильнее засоряется привычный мир оригинального произведения. А от этого любой читатель устает.
akurlovich:
1. Термин как таковой звучит, в общем, "игрушечно". Как говорит один из героев лемовского "Эдема": "Название неудачно и поэтому, вероятно, приживется".
Что касается "права на существование" - то его в целом имеет все, нередко "к сожалению". На мой взгляд, для того чтобы иметь моральное право публиковать фанфик (не пародию!), нужно выдержать уровень, реально сопоставимый с "исходником". На самом деле это практически никогда не достигается, поэтому "пишите уж свое - все не так стыдно".
2. Мое отношение к "Времени учеников" было довольно негативным уже тогда. У меня положительные эмоции вызвала только фантазия Лукьяненко на темы "Понедельника".
zurkeshe:
1. Слово гаденькое, при этом сильно уже и моложе явления, которое пытается охватить. Естественно, "литература, написанная на основе или по мотивам других литературных первоисточников", не только имеет право на существование, но и прекрасно существует - более того, первые примерно 2–3 тысячи лет литература представляла собой именно что бесконечное перепевание ограниченного набора сюжетов о Гильгамеше, Соломоне и прекрасном Юсуфе.
А критерий качества тут один - автор так называемого фанфика. По-настоящему сильный и творчески заинтересованный автор способен сделать интересным и актуальным перепев не только вечной книги, но и финтифлюхи про бешеную сыщицу Дашу - да хоть анекдота из очереди у банкомата. А неинтересный… впрочем, это всем известно.
2. С сожалением должен отметить, что актуальным проект не выглядит. Основной набор направлений, в которых можно двигать построения АБС, был исчерпан еще в первом цикле - а по большому счету в первой книге. И уже тогда была очевидна некоторая порочность и ограниченность сверхзадачи, стоявшей перед участниками проекта (см. предисловие Бориса Стругацкого и эссе Эдуарда Геворкяна). Тем не менее несколько десятков хороших страниц "Время учеников" читателям подарило - за что ему спасибо.
Но теперь ситуация другая. С одной стороны, поколение читателей, которым до спазм не хватало Стругацких, в основном утолило голод, постарело и ушло из большого секса (ну или там чтения беллетристики). С другой - примерно та же участь постигла поколение учеников (вернее, наследников по прямой): они сказали всё, что хотели, а многие гораздо больше того. Что не пошло на пользу ни им, ни читателям.
А для нового поколения что творцов, что потребителей Стругацкие в лучшем случае пресловутая двойная звезда, которая светит ярко и красиво, но далеко. Роль солнышка, без которого не жить и на которое только и можно молиться, для них исполняют совсем другие люди. Печально, но, по-моему, факт.
Хотя лично мне, конечно, любые проекты на тему АБС, предпринимаемые авторами, которых я уважаю, будут интересны всегда.
marishia:
1. Мне кажется, чтобы "зависимая литература" воспринималась читателями всерьез - это в первую очередь должна быть именно литература. Могу и с большой буквы: Литература.