Проект «Человек» - Антонио Менегетти

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Проект «Человек» файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Антонио Менегетти Проект «Человек»

Antonio Meneghetti

IL PROGETTO “UOMO”

Interventi di analisi ontopsicologica

Psicologica Editrice

© 1992-2007. Psicologica Editrice di T. Meneghetti, Viale delle Medaglie d’Oro, 428 – 00136 Roma (Italia – UE)

Предисловие ко второму изданию

Книга «Проект „Человек“» – одна из самых необычных в творчестве даже такого оригинального ученого как основатель онтопсихологии профессор Антонио Менегетти.

В этой работе сочетается логика ученого, стремящегося к максимальной объективности описаний самого сложного объекта науки – человека; страстность творца и гуманиста, желающего донести до читателя свою убежденность; деликатность психотерапевта, касающегося самых трудных, подчас болезненных проблем человеческой жизни; образность художника, умеющего разговаривать с этим миром языком искусства.

Все это образует живой сплав строгих научных рассуждений, игры образов, личного опыта, что и создает ту особую, отличающую работы профессора Антонио Менегетти, обаятельность и притягательность, которая так хорошо известна тем, кто знаком с его творчеством.

Но, прежде всего, – это все-таки научная книга по психологии Человека, той психологии, которую, возможно, во многом еще предстоит создать.

XX век стал веком обретения психологией самостоятельного научного статуса, своего права на существование, поиском способов и языков описания и исследования самого загадочного объекта нашей Вселенной – Человека. Не успев по-настоящему осознать и оценить свои возможности и ограничения, психологии пришлось стать и практической наукой – слишком стремительно менялось время, слишком сложные проблемы вставали перед обществом и индивидом. И теперь уже неотложные практические запросы современной жизни диктуют свои условия психологии, а практическая психология, в свою очередь, меняет общий облик современной психологической науки, не удовлетворяясь ее кабинетными описаниями фрагментов психической реальности. Именно практическая психология рождает необходимость перехода на язык оперирования «жизненными» категориями, дающими возможность целостного описания сложной человеческой реальности.

Онтопсихология – это психология существования человека. В свое время Б.Г.Ананьев, основатель Ленинградской-Петербургской школы психологии, писал: «Для онтопсихологии естественный масштаб измерений – человеческая жизнь в целом». Так и кажется, что он говорил это об онтопсихологии Менегетти. Одно из определений предмета онтопсихологии, которое дает Менегетти, это «анализ антропологического бытия во всех его проявлениях». Предлагаемая книга служит этому своеобразной иллюстрацией. Она включает в себя разделы, посвященные такой традиционной научной проблематике, как структура человека, проблемы познания, роль детства и семьи в формировании личности человека, и наряду с этим представляет в неожиданном ракурсе гендерные особенности людей, описывает практические формы наших отношений с социальной реальностью, способы нашего поведения, в том числе повседневные привычки, которые в предлагаемом контексте обретают значимость показателей нашего экзистенциального существования.

Текст напоминает мозаику, которая, в конечном счете, обещает сложиться в прекрасную картину, что, однако, требует от читателя некоторых усилий сотворчества. Не только очевидно сложные, но и обманчиво кажущиеся простыми рассуждения на самом деле предполагают обязательность интеллектуальной работы. Работы, которая на поверку перерастает из работы мысли в работу души, апеллируя к ее непреходящей способности к возрождению, к ее способности подняться над собственной предвзятостью, над привычным и открыться новому.

Мозаичность текста проявляется и в нарастающем ощущении необходимости восполнения чего-то тебе недостающего, чего-то, что может быть дано чтением других работ Антонио Менегетти и трудом собственной души в нарастающей «ностальгии по метафизическому», в потребности дальнейшего поиска, результатом которого должно стать открытие главного – самого себя.

Спасибо, Маэстро!

Доктор психологических наук,

профессор кафедры онтопсихологии

Санкт-Петербургского государственного университета

Наталия Гришина

Введение

1.

Онтопсихология – это наука, которая в своей основе следует интенциональности жизни в человеческом существе. Для понимания этой науки необходимо знать весь предшествующий опыт психологии и представлять себе те колоссальные трудности, которые в прошлом приходилось преодолевать различным ее направлениям. В противном случае даже те, кто многие годы занимаются изучением онтопсихологии, рискуют опуститься до банального и поверхностного толкования того чрезвычайно глубокого знания, которое несет в себе эта наука, сводя все к какому-либо одному из ее аспектов, например, негативной психологии[1].

Вплоть до XVIII века психология добивалась больших успехов, исследуя внутренний психический мир человека, ибо ею занимались философы и теологи – великие учителя прошлого. Однако сейчас она «перекочевала на больничную койку», то есть стала заниматься людьми, полностью «вычеркнутыми» из логики жизни.

Научные предпосылки онтопсихологии с клинической точки зрения рассматриваются в книге «Клиническая онтопсихология»[2], с философской – в «Онтопсихологической философии»[3], а также в других изданиях. Фундаментальные теоретические и практические знания онтопсихологии представлены в «Учебнике по онтопсихологии»[4].

Онтопсихологию не следует воспринимать исключительно как метод психотерапии; онтопсихология – это наука, позволяющая человеку заглянуть внутрь себя и понять конечную цель собственного динамического действия. Онтопсихологическое познание эпистемично[5], что и делает онтопсихологию наукой, ибо наука творится самой жизнью, а не создается в учебных аудиториях.

В общем онтопсихологический подход можно представить тремя ключевыми моментами.

1. Кризис. Онтопсихология доводит до осознания тот факт, что человек не может в полной мере использовать свою рациональность из-за потери контакта с собственной отправной точкой, точкой связи с основой бытия. Первое, о чем сигнализирует онтопсихология: «Внимание! Внутри тебя есть некая часть, в которой ты являешься самим собой, в которой ты вступаешь в контакт с жизнью и в которой важен только ты сам, но эту часть ты должен найти». Это – Ин-се человека[6], та точка, в которой жизнь выступает посредником неповторимости каждого индивида, управляя процессом «Я есть»[7] и порождая личность, но для этого необходимо обрести власть над этой точкой.

Метанойя как терапия аутентификации. Онтопсихология обучает технике прочтения тех или иных оттенков ситуации, и ее послание гласит: «Я не оспариваю твою рациональность, но если ты хочешь вновь обрести бессознательное, то, что неведомо твоему сознанию…» Чтобы понимать бессознательное, необходима терапия аутентификации для осуществления метанойи. Этот процесс позволяет индивиду осознать свою сопричастность межпланетной истории, отголоски событий которой, отложившиеся во времени – монитор отклонения[8] – могут сказываться на его жизни.

3. Природная интенциональностъ. Послание онтопсихологии гласит: «Если ты хочешь быть точным инструментом, то должен следовать природной интенциональности». Жизнь действительно представляет собой науку, технику, порядок и не прощает наивного легковерия, не совпадающего с ее пропорциями.

На основе этих трех принципов расцветают лепестки жизни.

2.

Формирование в себе высшей культуры – это индивидуальная задача каждого человека, которую он должен решать самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству или общественным институтам.

Для всего мира актуальна проблема разрастания массы и потребительского отношения ко всему наряду с острой нехваткой позитивной творческой личности.

Наиболее признанные науки, изучающие человека, – от социологии до медицины и психологии – отдают себе отчет в том, что общество страдает не от того, что больных становится все больше, а от недостатка людей творческих, способных на духовное, научное и культурное возрождение во имя создания высшей культуры, которая объединит человечество с другими цивилизациями.

Мой клинический опыт в области психологии подтверждает: во всем мире ощущается недостаток в человеке творческом, обладающем высочайшим интеллектом. Везде и всюду превалирует стандарт – от музыки до живописи, от политики до управления финансами. Обществу не хватает людей, способных на выдающиеся свершения.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке