Cам по себе WIMP еще не залог «интуитивности», но если разработчик уделил дизайну интерфейса хотя бы толику времени, то общение даже со сложными программами становится более или менее простым. WIMP используется как в Windows, так и в большинстве графических сред Linux (Gnome, KDE и т. д.). И, пожалуй, надо отдать этой концепции должное - если бы не она, компьютер еще долго был бы «черным ящиком», работать с которым могли бы только специалисты.
Впрочем, многие специалисты таким положением дел как раз и недовольны. Они готовы читать длинные инструкции и разбираться во внутренней логике программ - и они знают, что затраченные усилия в конце концов окупятся. Их оружие - клавиатура, их интерфейс - командная строка, их софт - консольные приложения.
***
Однако работа только в текстовом режиме сродни монашеству - ни фотографий, ни сайтов с картинками, ни видео. Администрировать веб-сервер еще можно, но не жить же в таких спартанских условиях постоянно! Волей-неволей приходится перебираться под графические интерфейсы - а они зачастую плохо совместимы с клавиатурным подходом к реальности.
Взять, например, первое понятие из четверки WIMP. Как известно, «окно» - это такой прямоугольник на экране, в котором «обитает» программа. Его можно передвинуть, свернуть, развернуть, потянуть за рамку и изменить размер - все это делается мышкой. С клавиатуры тоже можно - но чисто теоретически. Практически же - неудобно.
Даже если забыть про клавиатуру, окно как таковое не кажется слишком удачным изобретением. Очень уж любят эти бестии рассаживаться по экрану в полном беспорядке, загораживать друг друга, порой занимать все доступное пространство, а иногда, напротив, оставлять нетронутой огромную экранную площадь. Забота по их упорядочиванию ложится на плечи пользователя и отвлекает от главного - решения текущей задачи. Мы, конечно, к этому уже привыкли и без окон почти не представляем графический интерфейс - но все же, неужели ничего лучше не придумано?
Погонщики окон
Пользователи одной очень распространенной ОС, пожалуй, и не знают, что есть такой тип приложений, как менеджер окон (window manager). Действительно, в Windows он намертво вшит в систему, так что большой свободы выбора здесь нет. Все окошки выглядят и ведут себя совершенно одинаково - если, конечно, само приложение не пытается с этим бороться (как WinAMP и другие программы с изменяемым интерфейсом). В Линуксе ситуация обратная - в соответствии с «путем Unix» (unix way) менеджер окон является одним из кирпичиков, из которых собирается ОС. Его можно вытащить (система не рухнет), можно поставить другой, можно написать свой. Например, такой, какой нужен именно вам.
Большинство оконных менеджеров довольно близки по функциональности, слегка отличаясь способами настройки, поведением, оформлением и скоростью работы. Выбор из них - скорее вопрос привычек и вкуса. Тем удивительнее было встретить среди представителей этого вида нечто совершенно новое. Речь идет о менеджере под названием Ion, который его автор позиционирует как поиск «годного к употреблению» графического интерфейса
Наткнулся я на эту разработку как раз в тот момент, когда меня постигло разочарование. Я полностью разочаровался в среде Gnome, случайно обнаружив, что эмулятор терминала xterm под минималистичным оконным менеджером Fluxbox на машине уровня Pentium 250 запускается быстрее, чем тяжеловесный gnome-terminal под «родным» для него Gnome[Gnome не является оконным менеджером, он представляет собой графическую среду, включающую помимо собственно менеджера (сейчас это metacity) множество разнообразных приложений. Но без большинства из них можно спокойно обойтись] на ноутбуке с гигагерцовым Pentium M. Пришлось искать альтернативу - тут-то на глаза и попался Ion. Пройти мимо было невозможно.