(Помните календарики, наклоняя которые под определенным углом, можно было лицезреть одну из двух картинок?) На статических изображениях такие переключения между «видами» происходят щелчком (то есть дискретно), если вы неистово мотаете головой перед экраном. Но специально просчитанная анимация выглядит очень эффектно. Производители утверждают, что могут поддерживать до 64 стереопланов, однако больше восьми на выставке мне увидеть не удалось. Как правило, эти дисплеи являют собой законченное и весьма недешевое программно-аппаратное решение (например, от крупнейшего производителя подобных систем, компанииOpticality(http://www.opticalitycorporation.com/ )), однако есть и бюджетные модели. На стенде Кассельского университета (Германия) демонстрировались небольшие экраны, надеваемые на обычный монитор или на экран ноутбука и превращающие их в стереомонитор. Внешне они похожи на популярные когда-то «защитные» экраны и состоят из тонких цилиндрических трубок. Главным недостатком такого подхода является необходимость иметь довольно высокое разрешение на экране ноутбука, чтобы достичь приемлемого качества стереоэффекта.
Другое решение, касающееся технологии воспроизведения изображений и анимации на дисплеях, меня сильно удивило. Речь идет о выводе изображений с высоким динамическим диапазоном (HDR Displays, High Dynamic Range Displays). Прочитав на сайте производителя, компанииBrightSide Technologies(http://www.brightsidetech.com/ ), о том, что ее дисплеи в десять раз ярче и в сто раз контрастнее, вы можете подумать, что это просто сверхъяркие режущие глаз панели. На самом же деле они позволяют выводить не традиционные 24-битные изображения, а специальным образом подготовленный контент с высоким динамическим диапазоном. Суть технологии на пальцах можно объяснить так. Если вы сняли на цифровой фотоаппарат какую-нибудь сцену, то при попытке увеличить яркость с помощью любой программы, вы увидите, как самые светлые участки начинают засвечиваться. Количество оттенков, содержащихся в 24-битном изображении, не позволяет «вытягивать» из него дополнительную информацию о пересвеченных или недоэкспонированных участках. Теперь представьте, что вы снимаете один и тот же план несколько раз, но с разной выдержкой, затем беретеспециальную программку(http://www.debevec.org/HDRShop ) и собираете из снимков TIFF-файл, который будет содержать всю информацию об освещении сцены. С его помощью вы сможете одновременно видеть детали и в затемненных участках, и в районе бликов. Эта технология была разработана, чтобы преодолеть основной недостаток цифровых съемов - низкий динамический диапазон и крайне ограниченныевозможности цветокоррекции(http://www.debevec.org/ ). Упомянутые дисплеи поддерживают отображение таких материалов, а на выставке они демонстрировались парами (обычный монитор и такого же размера HDR-дисплей, отображающие одинаковый контент). На последних было отчетливо видно большее количество деталей в затененных областях (например, под кустом или под столом), а облака на слегка засвеченном небе прорабатывались гораздо лучше. При просмотре видеопоследовательности этот эффект воспринимался не так сильно, но ощущение большей насыщенности и прозрачности было очевидным.
Мы уже привыкли, что обзоры современных видеокарт касаются в основном противостояния заклятых соперников: ATI и nVidia. О них речь пойдет чуть позже (куда ж без них), а сейчас упомяну лишь о визуальном процессоре, на который я наткнулся буквально перед закрытием выставки. Увидев на небольшом стенде образец, напоминающий здоровенную видеокарту, и вывеску ULTRAY 2000 Visual Processor, я не поленился расспросить представителей фирмы явно японского происхождения о сути продукта. На вопрос, является ли эта увесистая штука аппаратным ускорителем алгоритмов рендеринга, применяемых в программах просчета изображений, они ответили утвердительно.