Уже написано немало приложений, которые берут видеокарты в ежовые рукавицы и заставляют работать «не по специальности» - например, обрабатывать звук или рассчитывать механику сплошных сред. Так почему бы не использовать всю эту видеопроцессорную дурь (пардон, мощность) в момент рендеринга, когда пользователь, поставивший анимацию на просчет, блаженно откинулся на спинку стула и наблюдает, как центральный процессор выбивается из сил под стопроцентной загрузкой, а остальные компоненты, ехидно ухмыляясь, курят в сторонке?
Легендарный Лари Гриц, которого Pixar засудила за использование в своем продукте Enthropy идей, позаимствованных из их флагманского рендерера Renderman, был вынужден закрыть компанию Exluna (www.exluna.com ) и перешел в nVidia, чтобы заняться рендерером нового поколения, умеющим использовать основные ресурсы видеокарт (вы догадались, что не всех видеокарт, а лишь от определенного производителя). В прошлом году продукт был анонсирован под названием Gelato, а на выставке демонстрировались два сорта этого мороженого: Gelato Mango - плагин для MAYA, и Gelato Amaretto - плагин для 3DS max. Таким образом, пользователи пакетов имеют возможность просчитывать сцены, задействуя свои видеоускорители (заплатив $1500 за программное обеспечение и еще немного за соответствующую карточку). Подробности - на www.film.nvidia.com/page/gelato.html .
На стенде ATI меня поразила одна вещь: там стояла новая станция Silicon Graphics Prizm. Сначала я думал, что ошибся адресом, но, подняв глаза, прочитал, что это действительно компьютер от SGI, в который можно вставить до шестнадцати видеокарт ATI FireGL [2]. Узнав, что внутри находится процессор Itanium 2 от Intel и все это работает под управлением Linux, я почувствовал нечто вроде разочарования - мое «вхождение» в компьютерную графику начиналось с легендарных станций Indy и Indigo, имевших фантастическую по тем временам графическую подсистему и уникальную операционку IRIX. Они казались чем-то вроде компьютеров из будущего, и вот теперь SGI выпускает просто «писюки»…
Intel на выставке не было, зато был ее ближайший заклятый приятель. На огромном и полупустом стенде AMD время от времени шли презентации MAYA, XSI и других приложений, заинтересованных в хорошем центральном процессоре. Присутствие AMD на выставке было чисто номинальным, а соседство со стендом Disney выглядело сюрреалистично [3]. Впрочем, рядом стоял стенд под странным названием Game Bunker, где компания Alienware разместила три десятка машин с процессорами AMD, на которых желающие могли порубиться в шутер Star Wars (победитель получал приз в традиционной выставочной валюте - футболку с неразборчивым логотипом). Хозяйничали на стенде угрожающего вида роботы, выгонявшие после очередной баталии вошедших в раж игроков [4].
А вот компания BOXX, поставляющая рабочие станции, заточенные под работу с графикой, решила вообще не показывать ничего относящегося к компьютерам и графике. Точнее сказать, в самом углу стояла захудалая машина с четырьмя dual core «Оптеронами» и шестнадцатью гигабайтами памяти и демонстрировала моментальный рендеринг всего на свете. Однако главным событием на стенде BOXX был розыгрыш фантастического мотоцикла - легендарного Orange County Chopper [5], причем на экранах крутился ролик о сборке этого самого чоппера, а вовсе не рабочих станций для рендеринга. Стоимость такого зверя - больше 100 тысяч долларов, так что компания добилась-таки нужного маркетинг-результата: никто не прошел мимо стенда и все склоняли имя BOXX в пресс-релизах и обзорах.
Перейду к монстрам, то есть к пакетам для трехмерного моделирования, анимации и спецэффектов. Компания Alias (в девичестве Alias|Wavefront, подразделение Silicon Graphics) вырвавшись наконец из цепких лап своего хозяина, расправила плечи и выпустила за последний год три новые версии легендарного пакета MAYA (6.0, 6.5, 7.0),одну лучше другой .