В последние годы появилось много работ на тему полового воспитания детей. Неудивительно, что авторы придерживаются порой совершенно противоположных мнений, и каждое из них имеет своих сторонников. Быть здесь судьей – задача сложная, к тому же решение многих проблем связано с конкретной ситуацией. Мы же используем свой большой жизненный и профессиональный опыт, чтобы помочь читателям научиться ориентироваться в этих вопросах, быть готовым дать детям те знания, которые позволят избежать возможных серьезных осложнений в жизни.
Половое воспитание или сексуальное просвещение? Должны они быть общественными или индивидуальными? Какова роль семьи, школы, медицинских работников, религии в формировании обсуждаемых нами важнейших тем? Или стоит ограничиться семейным воспитанием? Это только видимая на первый взгляд часть интересующих всех вопросов. Несколько позже попробуем разобраться в них и мы.
Так или иначе, задача всех, кто занимается воспитанием детей, – сделать все возможное, чтобы наши дети умели любить и быть любимыми, находили достойный выход из сложных ситуаций, стали достойными гражданами своей страны.
Часть I Почему нам это нужно?
Глава 1 Нужно ли половое воспитание нашим детям
Во вступлении были поставлены вопросы, широко и по-разному обсуждаемые в открытой и специальной печати. Половое воспитание или сексуальное просвещение? А стоит ли вообще так противопоставлять эти направления воспитательной работы с подрастающим поколением? К тому же для западных специалистов это совершенно однородные понятия. И все же мы будем оперировать общепринятыми у нас в стране понятиями.
У каждого взрослого свой жизненный опыт, собственный путь взросления и познания окружающего мира. Некоторым кажется, что суть сексуального просвещения сводится к обучению технике секса и практике применения презервативов. Немало и таких, кто против всякого полового воспитания, считая, что так лучше, не принимая во внимание тот факт, что дети получат всю интересующую их информацию на улице, но в искаженном виде. Мир полон насилия и порнографии, ставшей теперь доступной и благодаря интернету. Разве можно взрослым уйти от этой проблемы, оставив все воле случая? Разве мы не должны принять конкретные и серьезные меры по нравственному воспитанию подрастающего поколения? Другое дело, что в этом вопросе никогда не удастся найти компромисс. Так что же делать? Родители должны сами определить, насколько они способны справиться с этой задачей, и, если необходимо, расширить собственные знания.
Что касается школы, то, вероятно, пока сложно выработать адекватную программу, удовлетворяющую все стороны. Но и совсем отлучить школу от полового воспитания детей невозможно. Во всем мире не всегда внедряются удачные программы, для каждой страны необходим свой алгоритм этой работы. Надеемся, что наши специалисты со временем найдут взвешенный путь познания нашими детьми различных аспектов жизни, связанных с взрослением.
А может быть вообще не нужно этим заниматься, как в былые времена, и достаточно улицы, телевидения и интернета? На это вопрос ответить можно лишь отрицательно. Вопрос о половом воспитании детей действительно очень сложный и «неудобный». Не совсем понятно, кто и как должен этим воспитанием заниматься. Пока, несмотря на наличие федеральных законов, в каждом регионе проблему решают по-разному, порой спорными методами.
Если прибегнуть к официальным статистическим данным, то они производят шокирующее действие. Заметим, что в них фигурируют лишь те дети и подростки, которые обращались за медицинской или психологической помощью в государственные учреждения или не побоявшиеся честно и правдиво ответить на вопросы различных анонимных анкетирований.
Известно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие рост социальной озабоченности. Нельзя сказать, что это никого не тревожит, но следует признать, что в российских средствах массовой информации, различных ток-шоу, да и в политических дискуссиях эти проблемы нередко освещаются искаженно и к тому же неверно интерпретируются.
В периодической печати редко пользуются серьезной статистикой, чаще можно встретить недостоверные данные, выводы из которых крайне политизированы. Бытует распространенное мнение, что не следует отечественные данные сравнивать с тем, что происходит в других развитых странах. В результате, закономерные глобальные процессы (например, снижение рождаемости и возраста сексуального дебюта) принимают за чисто российские, вытекающие из специфических российских условий и трудностей.
А почему мы должны изучать зарубежные данные? Потому что процессы, с которыми мы столкнулись в последние десятилетия, имеют глобальный характер, но в западных странах они проявились гораздо раньше и поэтому лучше изучены, что позволяет говорить не только о причинах соответствующих явлений, но и об их долгосрочных последствиях.
Сразу отмечу, что тем, кто ненавидит все американское, вовсе незачем сравнивать наши статистические данные. Заметим, что многие выводы отечественных ученых основываются на результатах европейских исследований, так как традиционная российская культура и ментальность по ряду параметров исторически ближе к европейским, чем к американским образцам. К тому же уже хорошо показали себя несколько совместных проектов.
Между тем, немало людей искренне верят в то, что сложные и противоречивые тенденции общественного развития объясняются «падением нравов» или влиянием «растленного Запада». Впрочем, этот список легко продолжить. Некоторые весьма ответственные люди активно убеждают всех нас в том, что мировой опыт полового воспитания детей неуместен в наших условиях, что он приносит лишь вред. Когда усердно уверяют, что растление молодежи идет с Запада, возникает вопрос: а может нашей культурой, каналами ТВ и различными средствами массовой информации руководят из Европы или США? Ничего подобного! Просто наши чиновники от культуры и другие заинтересованные люди «греют руки», зарабатывая большие деньги на низкопробных материалах. В тех же нелюбимых многими США запрещены на ТВ и радио, скажем мягко, неприличные выражения. У нас же авторы фильмов, идущих далеко не в ночное время, дают возможность героям покурить, высказаться от души, выпить изрядное количество водки, что вместе с насаждаемыми элементами насилия оказывает на молодежь губительное воздействие. Во многих странах уже давно проведены широкомасштабные исследования результатов внедрения различных методик по половому (сексуальному) воспитанию, в том числе в школах. Накопился огромный опыт по их изучению, причем в ряде случаев некоторые программы не дали положительного результата. Не использовать эти выводы было бы, по меньшей мере, нерационально, а если точнее, преступно.
Интересно отметить, что в США, где консервативные силы пытались в конце 1960-х остановить сексуальную революцию с помощью заклинаний и запретов, уверяя, что сексуальное просвещение – «грязный коммунистический заговор для подрыва духовного здоровья американской молодежи», расплачиваются за это неслыханным в западном мире размахом сексуального насилия, подростковых беременностей и абортов. Разумеется, это зависит от множества социальных причин, но сексуальная безграмотность, в сочетании с культом насилия в средствах массовой информации, тоже немало этому способствует.
Не следует забывать, что любая существенная сфера общественной и личной жизни, в том числе и сексуальность, всегда подвергалась социальному контролю и была важным аспектом социализации детей и подростков. Мы не станем здесь анализировать историческое развитие проблемы, ибо это давно сделано, но заметим, что, независимо от степени открытости сексуально-эротической культуры общества, взрослые не считали нужным посвящать в свои тайны детей и подростков, даже если эти тайны были для них уже давно не секретом.
Сочетание недостаточной информированности, научной безграмотности и политической ангажированности создает предпосылки к формированию неправильной социальной политики и стратегии воспитания, влекущей за собой катастрофические социальные, культурные и эпидемиологические последствия.
Заметим, что процесс изучения сексуального поведения и установок населения вообще и подростков в особенности в странах Западной Европы началось уже в самом начале XX века, но и там консервативная общественность встречала его в штыки, обвиняя в подрыве традиционной морали и духовном растлении молодежи. Как оказалось, это было ошибочное мнение, ибо сдвиги в сексуальном поведении и половой морали полностью зависят от макросоциальных процессов в обществе. И происходят они не внезапно, а имеют корни в прошлом. В XX веке произошел глобальный процесс изменения и ломки традиционной системы взаимоотношений полов, когда отношения мужчин и женщин во всех сферах общественной и личной жизни стали более демократическими и равными. Это дает больший простор развитию индивидуальности, которая уже не обязана втискиваться в прокрустово ложе привычных полоролевых стереотипов (сильный, агрессивный мужчина и нежная, пассивная женщина), но одновременно порождает целый ряд социальных и психологических проблем и конфликтов.