Павел I, пытаясь в течение пяти лет в очередной раз изуродовать страну, был убит табакеркой в висок. Александр I умер при очень туманных обстоятельствах. Николай I, вероятнее всего, принял яд, не пережив позор бездарно проигранной Крымской войны. Александра II взорвали, Александру III очень сократили жизнь, Николая II расстреляли. Никто из них не дожил до почтенного возраста. Всё ли ладно было в Российской империи? Впрочем, когда за двадцать человеческих жизней не последних людей страны власти платили двумя выговорами, – невозможно было ждать от нее даже каких-либо осознанных действий, направленных на процветание народа.
В 1917 году Российская империя рухнула в пропасть, забыв, что главной целью любого государства является забота о благополучии собственного народа.
В таких тяжелейших условиях ХIХ века шла борьба украинского народа за создание своего государства.
О природе российской власти в конце ХVIII века писал князь Александр Безбородко:
«Россия – это страна самодержавная. Если оглянуться на её размеры, различное население и разные обычаи и учитывая много других соображений, самодержавие представляет для России единственную естественную форму управления. Все возражения против этого утверждения бесплодны, так как малейшее послабление самодержавной власти приведет к утрате многих провинций, к ослаблению государства и принесёт людям бесчисленные беды».
Еще в 1777 году войсковой старшина Г.Калиновский в Петрограде издал «Описание украинских свадебных обрядов». Через двадцать лет Я.Маркович издал «Записки о Малороссии». В 1819 году князь Церетели напечатал первый сборник украинских исторических дум:
«Если эти стихи не могут служить пояснением украинской истории, то в них очень заметный поэтический гений народу, его дух, обычаи старых времен и, наконец, та чистая нравственность, которой всегда отличаются украинцы, которую они старательно сберегают и сегодня, как единственное наследство предков, которое было спасено от жадности соседних народов».
Начало украинскому возрождению положила «Энеида» – сатира на современные И. Котляревскому условия жизни украинского народа. М.Грушевский писал о поэме:
«Из веселых и временами грубоватых шуток вставали образы «вечной памяти Гетманщины». Вставала народная жизнь, изображенная с великой любовью и знанием, будила любовь и сочувствие к ней. Не удивительно, что позднейшие писатели украинского возрождения, вместе с Шевченко, склонили головы перед автором «Энеиды» и признали его отцом новой украинской литературы».
За гениальным Иваном Котляревским пошли десятки и сотни писателей, поэтов, просветителей – Кость Бузина, Михаил Макаровский, Остап Рудиковский, Павел Билецкий-Носенко, Александр Корзун, Порфирий Кореницкий, Степан и Петр Писаревские, Степан Александров, Кость Думитрашко, Филипп Морачевский.
Великую славу Украине принесли великий Николай Гоголь, объяснивший «всем желающим», что у Украины всегда есть порох в пороховницах, и великий Тарас Шевченко, поднимавший украинцев на борьбу за свое будущее и писавший на развалинах гетманской столицы Чигирина:
В 1805 году в Харькове был открыт университет, ректором которого стал П.Гулак-Артемовский, собравший вокруг университета многих украинских ученых и писателей. В Харькове начали издаваться журналы «Украинский вестник», «Украинский журнал», появились «Украинский сборник», «Украинский альманах», «Запорожская старина».
Многое для просвещения украинского народа дала появившаяся интеллигенция. О.Субтельный писал:
«В Восточной Европе «новых людей», которые рождали новые идеи, называли интеллигенцией – слово, которое по своему значению лишь приблизительно соответствовало западноевропейскому «intellectual». Появившееся сначала в России, а со временем и во всей Восточной Европе, слово «интеллигенция» в широком смысле означало тех сравнительно не многих людей, которые имели высшее образование. Однако в узком и исторично более весомом значении под интеллигенцией имелись в виду люди, которые из идеологичных соображений посвятили себя улучшению культурного, социального и политического положения масс, крестьянства».
Интеллигенты, которых было не много, объединялись в кружки, в которых обсуждали многие животрепещущие проблемы, вели дискуссии в журналах. Влияние их в обществе увеличивалось все больше и больше. В круг их интересов входили философия, идеология, история, фольклор, язык, литература. Собирались древние документы, редкие народные песни, пословицы, поговорки, на их основе создавались книги на родном языке. М.Грушевский писал:
«Употребление народного языка в литературе Восточной Украины не прекращалось никогда, хотя он и не имел доступа в печать и школу. Наоборот, после того как цензурные запрещения убили украинский книжный язык – смешанный украинско-славянский, – чистый украинский язык занял даже более сильную позицию как единственный местный язык. Кто хотел придать украинскую окраску своему произведению, обращался к нему. И все, ценившие украинские особенности жизни, с особенной любовью обращались к литературным обработкам народного языка и высоко ценили их, несмотря на то, что книжным языком, органом культурной жизни считался русский. Так на этом новом народничестве украинской интеллигенции вырастало новое возрождение.
В 1822 году основанную на документах четырехтомную «Историю Малороссии» выпустил Д.Бантыш-Каменский. Вслед за ней прогремела знаменитая «История руссов» – талантливейшая работа, автор которой достоверно не установлен до сих пор. Написанная в возвышенно – романтическом стиле эта украинская история расходилась в рукописных списках задолго до издания по всей Украине. Автор называл польскую шляхту самыми яростными врагами украинского попольства, с горечью писал о трагической судьбе русского народа:
«Среди московского люда в наивысшей мере панует крепостничество и рабство, так, будто бы эти люди были созданы, чтобы стать рабами».
Власти боялись казацкого духа – если в ХVIII веке 80 % украинского народа были грамотными, то в ХIХ веке 80 % украинцев не умели ни читать, ни писать. Еще в конце ХVIII века канцлер А.Безбородко писал:
«Возобновление казачества могло возмутить свой собственный народ, помнящий времена Хмельницкого, и склонный к казачеству. Тут сделалась бы военная нация и тем опаснее, что и Малороссия заразилась бы тотчас тем же духом, а за нею и губерния Потемкина, от чего вышла бы нового рода революция, в которой, по крайней мере, принуждены будем восстановлять гетманство, дозволять многие нелепые свободы и, словом, терять то, чем смирно и тихо навеки бы владели».
Правильно боялись украинского духа власти. Немецкий философ-просветитель Й.Гейдер, чьи идеи были широко известны на Украине, писал о ней с любовью:
«Украина станет новой Грецией: придет только день, и встанут перед всеми это прекрасное небо, этот жизнерадостный народный дух, эти естественные музыкальные способности, эта плодородная земля».
Оппозиционный дух на Украине рос значительными темпами. Интересные записи оставили люди, путешествующие по Украине в первой половине ХIХ века. Князь И.Долгоруков писал:
«Украина не чувствовала себя счастливо. Она измучена, терпит разные тяжести и чувствует полностью утраченную свободу прошлых веков. Нарекания глухие, но почти всеобщие».
Объехавший почти все украинские земли немецкий путешественник Й.Коль писал:
«Отвращение украинцев к российским властям, их притеснителям, так велико, что её можно назвать почти ненавистью. Эта ненависть, начиная с ХVIII века, когда Украина попала под московскую руку, только собиралась с силами. Объединяло её бесконечное ограничение имеющихся у Украины привилегий.
Украинцы являются очень плохими российскими патриотами. Врожденная у москалей любовь и обоготворение царя являются для них совсем чужими. Они слушают царя, так как некуда деться, но на петербургских императоров смотрят как на чужих, навязанных им государей. Чтобы не оскорбить украинца, не нужно говорить с ним о подчинении его отчизны Московии. «Соединение» – поправляет он собеседника. Украинский патриотизм совершенно живой на Украине.
Их «История руссов» написана очень справедливо, и при этом так вольнодумно, что ей вряд ли когда-нибудь удастся попасть в печать. Зато ее больше любят и уважают и распространяют в списках по всей стране. Есть округа на Украине, в которых почти в каждом помещичьем имении имеется по экземпляру «Истории руссов».
Простые люди из народа любят выступать во время особенных праздников, они берут бандуру и в песнях рассказывают историю целого народа, о величии Киева, Чернигова и других славных городов их родины, о древних великих князьях, о гетманах, о их братании с поляками и о боях с москалями, для спасения веры предков. Наконец, приходят эти певцы до изображения того, как страшно обманула Украину Москва. Когда они заканчивают, сами вздыхают и плачут, грустно стоят около них слушатели. Эти слёзы, которые почти никогда не высыхают, являются самым лучшим доказательством силы и живучести национального чувства и патриотизма среди украинцев».