---------------------------------------------
Мирча Элиаде
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1 Общие замечания. Методы отбора. Шаманизм и мистическое призвание
Глава 2 Инициационные болезни и сны
Глава 3 Обретение шаманского могущества
Глава 4 Шаманское посвящение
Глава 5 Символика шаманского наряда и бубна
Глава 6 Шаманизм в средней и северной азии: I. Восхождение на небо, спуск в преисподнюю
Глава 7 Шаманизм в средней и северной азии: II. Магическое исцеление. Шаман - проводник душ
Глава 8 Шаманизм и космология
Глава 9 Северо- и южноамериканский шаманизм
Глава 10 Шаманизм в юго-восточной Азии и Океании
Глава 11 Шаманские идеологии и техники у индоевропейцев
Глава 12 Шаманские символики и техники в Тибете, Китае и на Дальнем Востоке
Глава 13 Параллельные мифы, символы и ритуалы
Выводы
Эпилог
Перевод: К. Богуцкий, В. Трилис.
источник материала -
Предисловие
Насколько нам известно, предлагаемое вниманию читателя исследование является, вероятно, первой попыткой охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории религий, - это уже само по себе говорит о неизбежном несовершенстве, неточности и риске предпринятой нами работы. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типов шаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народов Океании и т. д. С другой стороны, ряд во многих отношениях превосходных работ положил начало этнологическому, социологическому и психологическому исследованию шаманизма (или, точнее, его отдельных типов). Однако кроме нескольких достойных внимания исключений - мы имеем в виду прежде всего труды Харвы (Хольмберга) об алтайском шаманизме, - многие авторы обширной литературы по шаманизму пренебрегли интерпретацией этого чрезвычайно сложного явления в рамках общей истории религий. Поэтому мы попытались осмыслить и представить шаманизм именно с точки зрения историка религий. Нам чуждо намерение преуменьшить значение серьезных исследований, проводимых с точки зрения психологии, социологии или этнологии: по нашему мнению, без них немыслимо понимание многообразных аспектов шаманизма. Однако мы считаем, что остается место и для другого подхода, который предлагается читателю на следующих страницах.
Позже мы объясним, почему отождествление шаманизма с какой-либо психической болезнью кажется нам неприемлемым. Остается, однако, определенная (и существенная) проблема, на которую психолог всегда, и не без основания, будет обращать внимание: шаманское призвание, как и всякое другое религиозное призвание, проявляется через кризис, временное нарушение психического равновесия будущего шамана. Все наблюдения и анализы, которые по этой проблеме удалось собрать, чрезвычайно ценны: они показывают, можно сказать, в живом виде, как в психике отражается то, что мы назвали "диалектикой иерофании": радикальное отделение profanum (мирского) от sacrum (священного) и обусловленный этим прорыв действительности. Отсюда понятно то важное значение, которое мы придаем подобного рода исследованиям по религиозной психологии.