Джеймс Аллен Как человек мыслит
Предисловие
Эта небольшая книга, которая явилась плодом размышлений и личных переживаний, не претендует на роль всеобъемлющего трактата о силе мысли. На эту тему уже написано много работ. Она скорее предлагает, чем объясняет. Ее цель — вдохновить мужчин и женщин открыть и в полной мере воспринять истину о том, что они — творцы своей жизни.
Разум господствует благодаря мыслям, которые люди избирают и поддерживают. Разум можно уподобить ткачу внутренней «одежды» характера, а также внешней «одежды» обстоятельств. И если до сего времени человек «ткал» невежество и боль, он может добиться просветления и счастья при помощи правильного мышления.
Глава 1. Мышление и характер
«Как мыслит человек в сердце своем, таков и он». Этот афоризм объемлет все человеческое бытие, а также включает в себя все состояния и обстоятельства его жизни. Индивидуум представляет собой в точности то, что он думает. Его характер — это полная сумма его мыслей.
Подобно тому, как растение вырастает из семени, каждый человеческий поступок появляется на свет из скрытых семян мыслей. Без мышления, действие невозможно. Это в равной мере применимо к «спонтанным» и «непреднамеренным» поступкам, а также к сознательному поведению.
Действие — это созревший бутон мысли, а радость или страдание — спелые плоды. Человек пожинает сладкие или горькие плоды того, что сам насадил.
Индивидуум возрастает в силу действия закона, его жизнь не является завершенным творением. Причинно-следственная связь абсолютна и неизменна как в скрытой реальности мысли, так и в мире видимых и материальных вещей. Благородный и одухотворенный характер не возникает по прихоти удачи или случая. Он — естественный результат настойчивого правильного мышления, а также отождествления человека с Божественным в своем разуме. Неблагородный и низменный характер, в свою очередь, есть следствие настойчивой приверженности низменным мыслям.
Человек сам созидает или разрушает себя. В мастерской разума он выковывает оружие, которым способен нанести себе раны. С другой стороны он способен создать инструменты для построения небесных обителей радости, силы и мира. Сделав правильный выбор и использовав мысль должным образом, индивидуум восходит к божественному совершенству. Злоупотребление мыслью опускает человека ниже животного. Между этими двумя крайностями лежит большое разнообразие характеров, созданных людьми.
Многие законы душевной жизни были заново открыты и сделались всеобщим достоянием в последние годы. Истина, о которой идет речь в данной книге, принадлежит к числу самых многообещающих. Согласно ей, человек — господин своих мыслей и творец своего характера. Он создает для себя окружение, условия жизни и саму судьбу.
Будучи господином над собственными мыслями, человек прочно удерживает ключи от каждой жизненной ситуации. В мыслях содержится трансформирующая и возрождающая сила, благодаря которой индивидуум может измениться по своему усмотрению.
Человек остается господином всегда, даже в моменты слабости и унижения. Пребывая в слабости и унижении, он проявляет себя как нерадивый хозяин, плохо управляющий своим «домом». Размышляя о своем состоянии и ревностно стремясь к пониманию закона, на котором основано его бытие, индивидуум постепенно приобретает мудрость и начинает разумно направлять энергию ради достижения благоприятных результатов. Чтобы стать сознательным господином, человек должен открыть внутри себя закон мысли. Это открытие напрямую связано с самоанализом и практическим опытом.
Чтобы найти золото и бриллианты, необходимо раскопать землю. Человек может познать истину своего бытия лишь в том случае, если «выкопает» в своей душе «глубокую шахту». Как индивидууму убедиться в том, что он — творец своего характера, жизни и судьбы? Ему необходимо внимательно наблюдать за собственными мыслями, контролируя и изменяя их, отслеживая их воздействие как на самого себя, так и на других, а также на житейские обстоятельства. Ему важно научиться связывать причины и следствия. Даже тривиальные переживания и повседневные события помогают человеку обрести новое знание о себе — знание, которое принесет мудрость, понимание и силу. Абсолютный закон провозглашает, что «всякий ищущий находит, и стучащему отворят». Лишь проявляющий терпение и настойчивость человек может войти в дверь храма знания.
Глава 2. Влияние мышления на обстоятельства
Разум человека можно уподобить саду, который либо ухожен, либо пребывает в запустении. Вне зависимости от того, ухаживают за садом или нет, в нем должно что-то расти. Рост происходит всегда. Если в саду не были посажены полезные семена, он зарастет сорняками, которые принесут плод по роду своему.
Садовник тщательно охраняет свой участок от сорняков и выращивает лишь те цветы, которые он желает получить. Точно таким же образом, человек призван заботиться о «саде» своего разума, выпалывая все ложные, бесполезные и нечистые мысли, одновременно культивируя цветы истинных, полезных и чистых мыслей. В процессе внутренней работы индивидуум приходит к выводу, что является главным «садовником» своей души, верховным правителем собственной жизни. Анализируя достоинства и недостатки своего сознания, он все больше понимает каким образом мышление формирует его характер, обстоятельства и судьбу.
Мысли и характер суть одно. Характер, в свою очередь, может быть проявлен и открыт только через окружение и обстоятельства. Внешние условия жизни человека гармоничным образом связаны с его внутренним состоянием. Это не означает, что обстоятельства человека в любой момент могут открыть весь его характер. Но обстоятельства настолько близко связаны с жизненно важными ментальными процессами, что настрой разума не может не сказаться на всем его развитии.
Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря действию закона своего бытия. Мысли, которые он сделал частью характера, сформировали его текущие обстоятельства. В устройстве его жизни нет места случайности — оно есть результат закона, не знающего ошибок. Это утверждение в равной мере применимо к людям, ощущающим себя «вне гармонии» со своим окружением, и к тем, кто удовлетворен условиями жизни.
Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум учится росту в любых условиях. Усваивая духовный урок текущих обстоятельств, он приходит к иным обстоятельствах.
Человек останется под гнетом жизненных тягот до тех пор, пока будет верить, что его жизнь зависит исключительно от внешних условий. Осознав свою творческую силу и способность приказывать «почве» и «семенам» своего бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он станет полноправным господином жизни.
Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком каждому человеку, который долгое время практикует самоконтроль и внутреннее очищение. Нельзя не заметить, что изменение внешних условий напрямую зависит от изменений разума. Когда индивидуум решительно стремится исправить дефекты своего характера, он в значительной степени прогрессирует, его прогресс значительно ускоряется.
Душа привлекает к себе все, что таит в себе — что она любит, а также чего боится. Она либо поднимается к высотам сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень неочищенных инстинктов. Обстоятельства — средства, благодаря которым душа получает все, что по праву принадлежит ей.
Каждое «семя» мысли, которое было посажено в разум, или которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает и расцветает в форме поступка, в дальнейшем принося плод возможностей и обстоятельств. Хорошие мысли приносят хорошие плоды, дурные мысли — дурные плоды.
Внешний мир формируется в соответствии со внутренним ментальным миром.
Благоприятные и неблагоприятные условия жизни являются факторами, которые служат высшему благу индивидуума. Будучи «жнецом» своего урожая, человек познает как страдания, так и сияние славы.
Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями, которым мы позволяем доминировать в сознании (либо увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел), человек приходит к конечному результату, проявленному во всех обстоятельствах. Законы роста и приспособления одинаково действуют во всех сферах.
Индивидуум оказывается в приюте для бедных или в тюрьме не по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств — его приводят туда низкие мысли и нечистые желания. Точно таким же образом, некогда обладавший светлым разумом человек не совершает преступление под влиянием стресса или внешней силы. Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце и проявила свою силу, когда открылась возможность. Обстоятельства не формируют человека — они открывают его характер. Не существует условий, позволяющих личности без злых наклонностей опускаться в грех и сопутствующие им страдания. В равной степени нет никаких возможностей подняться к добродетели и чистому счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления. Человек есть господин и повелитель своей мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения. Даже в момент рождения душа приходит получить то, что причитается ей по праву. В каждый миг своего земного странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты, силы или слабости.