Нашему обществу не хватает рефлексии. У нас постоянно пропагандируются противоречивые вещи, та же национальная идея. Например, крики «долой понаехавших из Москвы» и одновременно «мы – за великую Россию»: если «долой», то «мы – за Московское княжество». Нужно учить людей думать.
Илья Авербух «Женщины сначала вдохновляют нас на свершение больших побед, а потом мешают воплотить их в жизнь»
Чемпион мира и серебряный призер Олимпийских игр в спортивных танцах на льду. Фигурист. Заслуженный мастер спорта России. Продюсер собственного ледового шоу, хореограф в фигурном катании. Награжден орденом Дружбы
Всегда гонюсь за чем-то новым и увлекательным. Но по большому счету понимаю, что новое надо искать под ногами.
Моя квартира – это мое убежище, мой мир, в который мне не доставляет радости пускать многих. Я не затворник, но и не человек-праздник, душа компании, всегда ожидающий гостей в дом.
К своим 39 годам я трижды менялся настолько, что это три абсолютно взаимоисключающих человека, начиная с достаточно неорганизованного, немного рассеянного мальчика и заканчивая тем, кем я стал. Многие очень удивлялись и говорили: «Никогда не могли себе представить, что из Илюши Авербуха получится такой руководитель, организатор и что у него будет своя маленькая фигурная империя».
Никогда не мечтал о чемпионстве, об этом больше мечтала моя мама, а на победы меня нацеливал тренер. Я же просто чувствовал, что у меня есть обязательства перед ними. Сказать, что моей внутренней потребностью было желание выиграть турнир и стать исключительно первым, – нет!
Я никогда не любил физические нагрузки. И сейчас иногда сам не верю, что через все это прошел. Бывает, анализирую происходящее и спрашиваю себя: «Неужели Я всего этого добился?!»
Сегодня я проживаю, как мне кажется, свои самые яркие годы. Самые активные и насыщенные. В них нет глупых тренировок, а есть ежедневный творческий рост.
Многие спортсмены задумываются и переживают насчет того, что их ждет. Еще будучи в большом спорте, я все время задавал себе вопрос, кем бы я хотел быть. Но когда делился своими мыслями и фантазиями о том, что у меня будут свой проект, свой коллектив, который станет собирать залы, то встречал только скепсис и улыбку.
Если говорить о собственной мотивации, то для меня, конечно, на первом месте – творчество. Но я не альтруист, я несу ответственность за людей, которые работают в моей компании, и за спортсменов, сотрудничающих со мной. Поэтому я должен бежать впереди паровоза.
К СВОИМ 39 ГОДАМ Я ТРИЖДЫ МЕНЯЛСЯ НАСТОЛЬКО, ЧТО ЭТО ТРИ АБСОЛЮТНО ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКАСпортсмен не может быть совсем без честолюбия. Это нонсенс. Но я никогда не ставлю перед собой какую-то несбыточную цель, всегда реальную, которой и добиваюсь. Меня подгоняет вперед не желание захватить новые территории, а боязнь, не сделав следующий шаг, растерять то, что уже завоевал. И это нарастает как снежный ком.
По большому счету моя мечта – это первый в мире стационарный ледовый театр, потому что тогда мы можем показать все, на что способны.
Очень важно, чтобы люди, с которыми я дружу и работаю, испытывали ко мне доверие. Это не пустой звук, не пафос, это мое естество. Вначале поверили в меня, а потом постепенно я уже сам поверил в то, что я лидер и за мной надо идти. А теперь просто не могу остановиться.
Я достаточно закрытый человек. Но есть люди, которым я абсолютно доверяю, они рядом со мной и являются моим вторым «я». Но их немного.
Успешных и состоятельных людей не любят. И не только в нашей стране. Но любой человек вряд ли ходит на работу бесплатно. И вряд ли он отказался бы от возможности зарабатывать деньги.
Считаю, что мужчина должен доказывать свою состоятельность поступками и делами. Я употреблю слово «должен», потому что если раньше он мог самоутвердиться, уходя на войну, защищая свою страну, и тем самым исполнить свое мужское предназначение, то сейчас он должен быть опорой для женщины хотя бы в материальном плане. А часто мужчина – это что-то болтающееся рядом, по принципу «лучше такой, чем никакой».
Весь смысл заработка только в том, чтобы тратить его на близких людей. Но при этом, конечно же, замечательно, если какие-то вещи ты можешь позволить и себе.
К престижу я отношусь очень сомнительно. Для меня важно, чтобы вещь, которой я владею, была максимально удобна, комфортна и как можно дольше радовала меня. Демонстрацией роскоши в каких-нибудь глянцевых многотиражных журналах я не занимаюсь: мне это не интересно.
Больше всего может ранить ситуация, когда у человека, с которым мы долгое время шли вместе, вдруг появляется своя правда и он начинает ставить под сомнение все то, что было нами сделано. Значит, за время нашего сотрудничества я не сумел доказать ему своими поступками и делами, что мне можно абсолютно доверять. Хотя мне казалось, что это так.
Публичная «стирка нижнего белья» противоречит природе мужчины, уважающего себя. Причем для меня не важно, рассказывает человек о том, как он счастлив или как несчастлив. Все, что происходит между двумя любящими людьми, – это интимная история, и она должна всегда оставаться между ними.
Не считаю себя человеком настроения, потому что умею управлять им. Умею быстро переключить себя, заставить работать. Но я вспыльчив, бывают эмоциональные срывы, что меня самого очень расстраивает.
Если чувствую, что не прав, всегда найду в себе силы извиниться. Хотя для меня это не просто формальность. Это дается нелегко.
Не люблю в людях неестественность, особенно в женщинах. Меня сразу отталкивает игра, когда человек выдает себя за того, кем на самом деле не является.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ЛЮДИ, С КОТОРЫМИ Я ДРУЖУ И РАБОТАЮ, ИСПЫТЫВАЛИ КО МНЕ ДОВЕРИЕЖенщина, которая умеет поддерживать в мужчине ощущение нужности и значимости, наверное, сможет надолго сохранить чувства. Она должна быть позитивной в отношениях, доверять любимому и давать ему основания думать, что он решит все вопросы, потому что он – лучший мужчина на свете.
Женщины сначала вдохновляют нас на свершение больших побед, а потом мешают воплотить их в жизнь. Так вот я бы хотел, чтобы женщина не только вдохновляла, но и потом не мешала воплощать именно то, на что она вдохновила.
Александр Балуев «Умение прощать – огромное приобретение человека»
Актер театра и кино, лауреат премий «Кинотавр», «Ника». Сыграл в фильмах «Мусульманин», «Кандагар», «Московская сага», «Гибель империи», «Жуков», «Петр Первый. Завещание», «Жизнь и судьба»
Если я чего-то в жизни очень сильно хотел, у меня никогда это не получалось. Но, как только начинал относиться к своему желанию с безразличием – будь что будет, – все удавалось. И я вывел для себя закономерность: стараюсь ничего не хотеть безумно.
У каждого человека есть предначертанный путь. То, что я стал актером, было заложено генетически. Нам только кажется, что мы что-то меняем. На самом деле, если мы изменили свой путь, значит, нам было предназначено иное. Я в это верю.
Театр – это состояние души, а не работа. Порой моя душа не соответствует публичности в тот момент, когда нужно выйти на сцену: мне бы в глушь куда-нибудь. Я понимаю, что сейчас непрофессионально говорю, но это так и есть.
Если спектакль прошел, с моей точки зрения, неудачно, стараюсь его забыть. Как в теннисе. Если теннисист за каждую неудачную подачу будет себя казнить, он проиграет однозначно. Не подал – все. Значит, следующую подаст. Цепляться за ушедший миг нет никакого смысла.
Мнение о моей работе других людей на меня влияет, но это не главное. Хотя, конечно, когда хвалят, приятно. Раньше, когда читал разгромные статьи, очень переживал. Очень! Потом выработался иммунитет на всех, кто бы это ни был.
Нельзя сказать, что театр не оказывает никакого воздействия на людей. Но то, что спектакль или фильм способен многое изменить, – величайшее заблуждение. Я к этому отношусь очень осторожно. И режиссеры, и артисты – клоуны, только хотят выглядеть серьезнее и значимее, чем есть на самом деле.
Не считаю, что артист должен много работать: он должен работать ровно столько, насколько чувствует потребность в этом. Наверное, по молодости, обилие разных ролей – это хорошо. Но когда начинаешь что-то понимать, количество теряет значение. Важно качество. Каждый выстрел для тебя самого должен иметь определенный смысл.
Для меня деньги не показатель истинных ценностей. Это знаки, которые позволяют в той или иной степени жить независимо.