Между равными сотрудниками очередность значения не имеет. Впрочем, если в вашей организации мужчины привычно проявляют хорошие манеры, не препятствуйте их порывам. Потому как крайне мало осталось в нашем мире людей, которые знают правильный регламент входа-выхода в двери лифта.
В ресторане и кафе[3]
Демократизация общества в целом и аристократических кругов в частности снижает пафос ресторанных ритуалов, но не отменяет правил приличия (в том числе dress-code).
I. В случае, когда выбран знакомый ресторан (где минимальна вероятность неожиданностей), заранее заказан столик и к нему вас провожает метрдотель,
• в зал первой проходит дама (вслед за метрдотелем).
II. В случае, когда посещается незнакомое заведение, ритуал по необходимости напоминает чехарду:
• первым в ресторан входит мужчина (придержав двери для дамы, она остается у него чуть за спиной);
• он вступает в переговоры с метрдотелем, который и пригласит даму пройти в зал;
• уже тогда мужчина, развернувшись, предлагает ей первой последовать за метрдотелем.
III. В случае, когда в зале незнакомого ресторана метрдотель отсутствует,
• мужчина проходит вперед, затем предлагает даме выбрать столик и следует за ней. (Дама может отказаться от выбора и переадресовать решение спутнику.)
IV. В холодное время года между процедурами «войти в ресторан» и «войти в зал» мужчине необходимо:
• помочь даме снять верхнюю одежду;
• сделать то же самому.
V. Выбрав столик, мужчина помогает даме сесть - отодвигает стул и подвигает его на то же место, но не «подбивает» женщину стулом под колени. Сама дама не прыгает со стулом, чтобы подвинуться ближе к столу, а выбирает удобную для нее позицию на сиденье - не слишком близко или далеко от стола, не двигая при этом стул.
VI. Садиться мужчине следует слева от спутницы (или уважаемого спутника) - значимость правила «правой руки» для важной персоны сохраняется. Если вам предложили маленький (или круглый) столик, то можно расположиться лицом к лицу - визави, чтобы не было тесно во время еды. Хотя люди в романтических отношениях всегда стремятся к сближению и могут садиться как указано выше - дама справа от спутника.
VII. Меню согласовывают с дамой, но заказ делает мужчина. В хороших ресторанах существуют специальные «меню для дам», в которых не указаны цены.
VIII. Напитки рекомендует мужчина (или советует сомелье), дама соглашается или не соглашается с его выбором, он же делает заказ.
IX. За столом не пользуются зубочисткой, не поправляют косметику.
X. В случае некачественного приготовления блюда мужчина имеет право потребовать его замены, но сделать это следует спокойно, почти интимно, в беседе с метрдотелем. За трапезой принято ухаживать за дамой (или уважаемым лицом, или старшим по возрасту) - положить еду на тарелку, подать специи, налить воды или напитка. Однако, когда женщина что-либо роняет (салфетку, приборы), ее спутник не должен «нырять» под стол - предмет поднимет кто-нибудь из персонала.
XI. В случае, когда за столом встречаются равные по положению сотрапезники (например, на деловых встречах или официальных завтраках-обедах), они могут ненавязчиво предлагать друг другу напитки и закуски, но накладывать еду лучше самостоятельно. Напитки наливают либо по очереди, либо это делает официант, что предпочтительнее.
XII. Приветствовать в ресторане знакомых достаточно кивком головы. Но если мужчина один (без дамы) или в мужском обществе, то ему необходимо встать, приветствуя знакомых женщин или людей старше себя. Выбегать из-за стола для рукопожатий или пытаться перезнакомить спутников с оказавшимися в зале знакомыми совершенно необязательно, это зависит от ситуации и желания сторон.
XIII. Не надо навязывать свое общество знакомой компании, если вас не пригласили за свой стол. И тем более нельзя подсаживаться к незнакомым людям и донимать их чем-либо.
XIV. О порядке расчетов в ресторане.
В современном этикете вполне естественно и принято, что мужчина оплатит счет после трапезы с дамой сердца или родственницей.
Во всех прочих ситуациях принято поступать следующим образом:
1. Друзья, коллеги, партнеры любого пола о способе оплаты договариваются заранее.
Варианты:
• 50 на 50;
• каждый сам за себя;
• один из участников в знак уважения может предложить самостоятельно оплатить общий счет, но ему не следует настаивать на этом.
2. Между группами партнеров во время деловой встречи в ресторане при паритетных условиях выбирают из тех же трех вариантов.
3. Если во встрече была заинтересована одна из сторон (она выступила инициатором), то уместным и логичным будет ее предложение оплатить счет. Также допустимо оплатить его пополам, если на этом настаивает другая сторона.
Верх оптимизма: пойти в ресторан, рассчитывая расплатиться за ужин жемчужиной, которая отыщется в устрице.
Тристан Бернар
XV. О чаевых.
В ресторанах не принято забирать после расчета мелкие деньги, но и бросаться чаевыми невежливо - считается, что этим можно унизить персонал, во всяком случае, если понимать сие буквально и кинуть медь на стол. Как правило, принято оставлять «на чай» от 5% до 10% от суммы, указанной в счете.
Оставить вознаграждение официанту можно как на столе, так и в папке (на подносе), в которой приносили счет. Имейте в виду, что во многих странах, например в Германии, чаевые официально входят в заработную плату, и нельзя оставлять сотрудников ресторана без законного заработка.
XVI. Когда вы покидаете ресторан (и любые другие общественные места), в гардеробе могут возникнуть как минимум две ситуации:
1. Если одеться гостям помогает гардеробщик, то:
• первым одевается мужчина;
• он сам затем подает пальто своей спутнице;
• дает гардеробщику «на чай».
2. Если в гардеробе самообслуживание, то:
• первой помогают одеться даме (свое пальто мужчина может при этом держать на сгибе локтя);
• затем мужчина одевается сам.
В театре
Сейчас в Европе требования традиций при посещении театров становятся мягче и демократичнее. Однако не обманывайтесь при виде отдельных небрежно одетых граждан из публики в зале какого-нибудь известного театра в Европе или, например, в Метрополитен-опера в Нью-Йорке; отнеситесь к своему внешнему виду серьезно.
Посещение театров относится к вечерним мероприятиям нашей жизни, и этикет этого времени требует от нас быть нарядными.
I. В гардеробе театра:
• мужчина помогает снять верхнюю одежду даме;
• делает то же сам;
• снимаются головные уборы (и мужчинами, и женщинами).
II. В зал первым входит мужчина, ему предстоит сориентироваться в незнакомой обстановке.
III. К местам первым проходит мужчина - он исполняет функцию «ледокола», просит разрешения пройти у тех, кто уже места занял, и приносит извинения за неудобства.
IV. По ряду проходят лицом к сидящим, спиной к сцене. Первой усаживают даму, справа от мужчины (правило «правой руки»). Если спектакль посещают две пары, то дам располагают посередине, между двумя мужчинами.
V. Не проходят вглубь ряда после третьего звонка!
VI. Во время представления:
• недопустимо вставать с места и ходить по залу;
• не следует шуметь каким либо способом - разговаривать, кашлять, подпевать, топать ногами, громко жевать (и вообще есть в зале!), шуршать обертками;
• не следует слишком пристально разглядывать публику;
• не принято делать замечаний незнакомому зрителю, даже если он мешает (возможно, это происходит невольно),- в любом случае воспитать его вы не успеете, только добавите помех, а следить за порядком уполномочены капельдинеры [4];