Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Суздаль файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Суздаль
История древнего города
Суздаль особенно популярен. Его посещают миллионы туристов и путешественников. В 1983 году Международная федерация журналистов присудила Суздалю свой почетный приз «Золотое яблоко». Таким образом, этот прекрасный город стал первым в России, получившим столь высокое международное призвание за сохранение памятников национальной культуры, за их использование в интересах туризма и пропаганду культурно-исторического наследия.
«Музей под открытым небом» – самое точное определение этого древнего русского города. Суздаль очаровывает не только прекрасными памятниками архитектуры и искусства – свидетелями его славной многовековой истории, но и своеобразным колоритом маленького провинциального городка, чудом сохранившимся в наше индустриальное время.
У Суздаля – самая счастливая и знаменитая в истории страны судьба. Не было в России ни одного крупного события, в котором не участвовал бы город или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов – эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей.
Впервые Суздаль упоминается на страницах русских летописей в 1024 году. Но археологические находки на берегах протекающей через город реки Каменки показывают, что уже в IX веке на месте Суздаля существовали крестьянские и торгово-ремесленные поселения.
Быстрое хозяйственное освоение Владимирского Ополья (а поля и перелески по сей день являются характерными чертами пейзажа здешних мест) привлекало к нему пристальное внимание киевских правителей. Со времен Ярослава Мудрого Суздаль считался вотчиной великих князей и давался при разделе земель потомкам князя в числе самых завидных уделов. Не случайно название города упоминается летописцами, как правило, в рассказах о междоусобной борьбе за богатые земли северо-востока Руси.
В начале XI веке Суздаль является крупным городом на северо-востоке Киевской державы, в середине XI века он достигает наивысшего расцвета, становится столицей и крупным торговым центром. Это было во время правления сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В состав большого княжества, не считая мелких городов, входили Ростов и Владимир.
При внуке Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе, придававшем особое значение укреплению здесь своей власти, в Суздале начинается каменное строительство. На рубеже ХI-XII веков в городе были воздвигнуты белокаменный Успенский собор, а также примыкавшие к нему княжеские хоромы. Город опоясал земляной вал с рубленными из толстых бревен стенами и башнями.
Став столицей обширного княжества, Суздаль быстро растет. Размеры торгово-ремесленного посада, к XIIIвеку обнесенного еще одним рядом укреплений, значительно превосходили территорию кремля, который являлся княжеской резиденцией. В это время продолжают активно расти и копить богатства окружающие город монастыри. Но уже при сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Суздаль постепенно утрачивает свое положение столицы в пользу соседнего Владимира, хотя по-прежнему остается одним из крупнейших городов княжества.
Зимой 1238 года на Суздаль напали орды хана Батыя. Они разграбили, разрушили и сожгли город. Большая часть населения была уведена в плен. Суздальцы неоднократно восставали против иноземного гнета. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года среди головных полков они сражались за свободную Русь, но вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность город уже не смог. Суздаль остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси.
В этот период Суздаль и его художественная культура переживают значительный подъем: развиваются тесно связанные с декоративно-прикладным искусством ремесла, воскрешаются традиции летописания. Возможно, именно в Суздале в 1377 г. монах Лаврентий переписывает один из старейших из сохранившихся списков древнерусского летописного свода – "Повесть временных лет".
В конце XIV века Суздальское княжество окончательно теряет политическую самостоятельность, и попадает под власть великих князей московских. В XV-XVI веках город остается религиозным центром страны, средоточием монастырей, которые поддерживали широкие контакты с царским двором и верхушкой московской знати.
В Суздале идет интенсивное каменное строительство. Суздальская епископия постепенно превращается в мощную духовную феодальную корпорацию, а двор епископа символично перемещается на территорию кремля, где некогда располагались княжеские хоромы.
Несмотря на тяжелый ущерб, нанесенный Суздалю во время польско-литовской интервенции в начале XVII века, город нашел в себе силы для восстановления и дальнейшего роста. В XVI – XVII веках создаются все архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего кремля, Покровского и Спасо-Ефимиева монастырей. В конце XVII века происходит настоящий экономический подъем Суздаля.
Новые веяния принесло с собой времена Петра I. В 1714 году в городе учреждается "цифирная школа", выпускником которой был Д. И. Виноградов, изобретатель русского фарфора. Начальное образование в городе получил М. М. Сперанский, сын дьячка, ставший впоследствии одним из крупных государственных деятелей России начала XIX века.
Ярким показателем расцвета в XVII – первой половине XVIII века суздальских ремесленных слобод является широкое строительство на посаде, обзаведение зажиточных горожан каменными домами. В XVIII – ХIХ веках Суздаль еще более укрепил славу купеческой провинции. На деньги местных финансовых магнатов строятся общественные здания, в городе появляются каменные торговые ряды, мощеные улицы и площади. Особую известность принесли Суздалю его огородники и садоводы, славившиеся по всей стране. В городе существовали кустарные ремесленные производства, мануфактуры, регулярно собирались ярмарки.
Появившаяся в 1862 году Московско-Нижегородская железная дорога привела к значительному падению роли Суздаля как перевалочного пункта в торговле северо-востока России. Приходит в упадок и городская промышленность, убывает население. Пролетариата в Суздале практически не существовало, так как большинство населения составляли мещане. Однако волна революционного подъема докатилась и сюда.
После Октябрьской революции город не потерял своеобразия заповедника русского зодчества. Работа по сохранению, изучению и пропаганде историко-культурных богатств Отечества, проводимая в Суздале, охрана памятников искусства и культуры, уникальный характер застройки города, всего его облика требовали особого подхода, не только удовлетворявшего целям сохранения памятников прошлого, но и дававшего перспективу развития древнему городу.
Был разработан план реставрации архитектурных памятников Суздаля и использования их для потребностей современного туризма. Комплексное развитие города как туристского центра, предусмотренное этим планом, включало восстановление древних архитектурных ансамблей с последующим использованием памятников зодчества под нужды музеев, а также для приема и обслуживания туристов, путешественников и экскурсантов. Намечалось строительство новых зданий, не нарушающих гармонии историко-художественного облика Суздаля и в то же время удобных и красивых. За Покровским монастырем был построен главный туристский комплекс, изящные, светлые невысокие постройки которого деликатно вписались в городской пейзаж. Свидетельством признания заслуг суздальцев в деле сохранения и развития культурного наследия явилось награждение города в связи с 950-летием орденом "Знак Почета".
Чтобы с максимальной полнотой ознакомить гостей города с уникальными и разнообразными коллекциями историко-художественного характера после завершения реставрационных работ в архитектурных памятниках и исторических зданиях Суздаля размещаются экспозиции архитектурного музея-заповедника, декоративно-прикладного искусства и живописи, а также историко-художественные экспозиции.
Архитектурные памятники
Кремль. Знакомство с архитектурными достопримечательностями Суздаля, как и в других старых русских города, лучше всего начать с древнего центра города – кремля.
При входе в него со стороны центральной площади, у разрезающего оборонительный вал проезда, расположилась скромных размеров Успенская церковь. Нижний четверик ее, судя по форме наличников, более древний и относится ко второй половине XVIIвека, в то время как верхний восьмерик, венчаемый одним маленьким куполом, более позднего происхождения. Такой тип конструкции храма стал практиковаться в России при Петре I. Деревянная предшественница Успенской церкви, стоявшая тут еще в 1617 году, отмечала место двора, в XV столетии принадлежавшего московскому великому князю Ивану III.