Джордж Локхард От автора (Цикл "Диктаторы")
Драконы
Draco SapiensИтак, кто такие Драконы, и почему именно их я избрал в качестве основных героев своих книг?..
Ответить на этот вопрос довольно сложно. О, любой знает о драконах. И я сомневаюсь чтобы в мире нашёлся человек, никогда не видевший избражений этих существ.
А вот почему я избрал именно драконов своими героями… Это объяснить сложнее. Придётся начать издалека.
Каждый любитель фантастики, наверное, читал многочисленные произведения жанра «Фэнтэзи», как сейчас принято называть сказки для взрослых. Среди этих книг есть и подлинные шедевры — например «Последний Единорог» Питера Бигля — и откровенно слабые вещи, вроде большинства сочинений Андрэ Нортон. Как и в любом жанре.
Подавляющее большинство произведений фэнтэзи, начиная с основоположника жанра Дж. Р. Толкиена, строится по основному принципу «Добро (Свет) VS Зло (Тьма)». Даже восхитительная «Чёрная книга Арды» придерживается его, лишь меняя местами противников.
Между тем я, как большой любитель фантастики, был неприятно поражён одним интереснейшим явлением: избирательным восприятием человеческого мозга. Проще говоря, одно и то же явление получает принципиально противоположную окраску, стоит лишь заменить ярлык «Зла» на аналогичный с надписью «Добро».
Поскольку мы говорим о драконах, для подтверждения своего высказывания приведу пример из наиболее известной книги о них, а точнее из цикла «DragonLance». Впрочем, далее в статье я не раз вернусь и к Толкиену, и к «DragonLance»'у.
Сюжет «DragonLance» строится вокруг борьбы сил Света и Тьмы, причём с обеих сторон в войне принимают участие как люди, так и драконы. Силы Тьмы возглавляет богиня Зла по имени Такхизис.
Почему богиня Зла? Потому что она совершила страшное злодеяние: воспользовавшись трудным положением драконов Света (в которое, к слову, их поставил бог Добра), Такхизис похитила большое количество яиц и принялась шантажировать безутешных родителей. На самом же деле яйца были использованы для создания расы воинов-драконидов.
Известие о реальной судьбе похищенных яиц вызвало благородный гнев драконов и привёло их на сторону людей в конфликте.
Типично злодейский поступок, не правда ли? Только вот в начале второго тома цикла есть симпатичная песня, в которой описываются события первого. И там, как показатель доблести главных героев, есть такие замечательные строки:
«Мы уничтожили кладки драконьих яиц,
Чреватые зловещим потомством»
(Подразумеваются драконы, преданные богине Зла)Впечатляющий пример, на мой взгляд. Он хорошо иллюстрирует ранее высказанный тезис об избирательном восприятии. Одинаковые поступки — героизм, если их совершает «хороший» персонаж, и преступление во всех остальных случаях…
Теперь оставим на короткое время драконов, и поговорим о фашизме. Вернее, о двух важных составляющих фашизма — национализме и расовой дискриминации.
Может ли нормальный, мыслящий человек нашего века серьёзно утверждать о расовой неполноценности либо врождённых негативных свойствах, к примеру, тех же евреев? Или негров? Обратите внимание, я написал «нормальный человек». Фашисты и члены Ку-Клукс-Клана, по моему мнению, не заслуживают даже имени «человек», не говоря уже о нормальности.
Так вот. Какое свойство национализма вызывает наибольшее отвращение? На мой взгляд, это отношение к человеку как представителю вида (народа), а не личности. Если он еврей — то он грязный жид, и нет разницы, что под курчавыми волосами может находиться (буквально!) мозг Эйнштэйна. Если он негр — то он чёрная образина, грязная, потная рожа, и мир вздохнёт свободней, если придать эту мерзость огню. Правда, в настоящее время наиболее красивой женщиной мира признана как раз негритянка, но это же недоразумение! Это всё происки коммунистов!..
Я считаю что общество, способное осудить человека (или другое разумное существо) не за поступки, а за происхождение и расу, не только не имеет права существовать, но и должно быть уничтожено (социум, не сами представители). Любыми способами. Потому что если и есть в мире понятие Зла, то оно весьма напоминает фашизм.
Ну а «если можешь сделать лучше — делай, иначе ты соучастник». Эти слова одного из моих героев характеризуют моё отношение к принципу «невмешательства».
…Что ж, пора вернуться к нашей тематике, т. е фантастике. И вспомнить такое великое имя, как Джон Роналд Руэл Толкиен. Создатель наиболее глубоко проработанного фэнтэзи-произведения в истории, прекрасный писатель, верующий человек… Вот именно, что верующий.
Раб божий. На чьих святых глазах да не взойдёт поросль дьвольских отродий, именуемых…
Верно, именуемых «орки». Извращённые дьяволом эльфы, коих необходимо истребить подчистую, дабы очистить мир людей от всех ЧУЖАКОВ. Дабы жили в этом мире только светлые люди, ещё более светлые эльфы… Недоразумением созданные, но милостиво допущенные богом к существованию гномы… Всякие там создания ангелов божиих… И конечно, звери. Для пропитания оных, для чего же ещё?
Разве не иддилия? Рай. Валинор, вернее. О, конечно некоторые скользкие моменты имеются. Например уничтожения континентов и проклятия народам за грехи одного гордого представителя, истребление целых племён и кровная месть длительностью в тысячи лет, рабство и тотальный национализм… Но будем справедливы. Такой основательный труд как ВК, не мог обойтись без исторической подоплёки, а результатом оной явилась на редкость хорошо написанная книга. Не так уж просто было увязать древнесаксонские легенды со скандинавской и ирландской мифологиями, сдобрить щедрым заимствованием из древнегреческой культуры, и всё это испоганить в грязной луже под названием «христианство». До чтоб при этом ещё и книга получилась ПРИЯТНОЙ, способной наставить молодёжь на путь истинный…
«Очередной поклонник Перумова» скажете вы. И ошибётесь. Нет, я всё же поклонник Перумова, потому что в его книгах как раз нет деления на чёрное-белое. Но в данной статье я критикую не идею борьбы Добра и Зла — я критикую ту популярную практику, когда одному из противников заранее присваивают ярлык «Добра» и разрешают делать что угодно с врагами, ведь они «Зло».
История человечества по большей части состоит из войн и конфликтов. Уже один факт, что 99 % всех религий подразумевают наличие противоборствующих начал, будь то Свет и Тьма либо что иное, доказывает вышеупомянутый тезис. Но сейчас 2000-ый год. Впервые с момента возникновения, люди начинают (медленно…) понимать, что война — не единственный и не лучший способ решения проблем. Гитлер сыграл отличную просветительскую роль. Он показал мыслящей половине цивилизации, до чего может дойти её вторая, не слишком знакомая с мышлением часть. А Гитлер был ВЕСЬМА верующим человеком.
Когда автор в своём произведении умело описывает рабство или войну, геноцид или истребление младенцев — знакомое сочетание слов, правда? — его книга вызывает тем больший интерес, чем более реалистично он это делает. Потому что это — БЫЛО, это — ЕСТЬ, и это ещё долго будет. И чем лучше автору удастся показать кошмары Освенцима — тем меньше шансов, что кто-либо из читателей повторит шедевр Адольфа.
Но когда автор описывает то же самое, и при этом пытается ОПРАВДАТЬ действия подобные геноциду, когда он триумфально смакует геройское уничтожение детей врагов, когда суровые герои с благоговением слушают откровения убийц целых народов — только лишь потому, что этих убийц назвали богами… Когда армия героев отправляется убивать тяжело раненную, беременную самку дракона, и автор НАЗЫВАЕТ ИХ ГЕРОЯМИ!..
Может кто сумеет объяснить мне, чем подобное явление отличается от расизма, «охоты на ведьм», «Бремени Белого Человека», и других мерзостей нашего общества? Ничем? Почему же в таком случае никто не хвалит книги про высоких и светловолосых эльф…пардон, немцев, которые несут всему миру ПОРЯДОК И ПОКОЙ, которым противостоят поганые евреи, которых следует истребить, о которых Фюрер сказал «Они — прихвостни Дьявола!», и так далее, и ещё долго можно продолжать?
Впрочем, мне пока знакома лишь одна книга такого сорта: «Майн Кампф» Адольфа Гитлера. И она, кстати, весьма увлекательно написана. И там тоже на каждом шагу встречаются горячие заверения в «необходимости террора для блага нации»…
Именно это и есть главная причина моей любви к драконам и прочим «чудовищам». Пусть немного иррационально, и даже с некоторой позиции смешно, однако дракон в фантастике — это типичный еврей в Германии. Зачем далеко ходить, вспомните Анджея Сапковского с его «Ведьмаком» — книга, которую часто хвалят за «интересность и глубину», но в самой основе которой лежит монументальная идея: ТОЛЬКО человек имеет право на жизнь. Все остальные — либо должны умереть, (потому что враждуют с людьми), либо милостиво могут жить (потому что с людьми не враждуют). Более того, вторую возможность автор излагает устами своего главного героя, наёмного убийцы Геральта. И большинство соратников подшучивают над ним: «Геральт теперь утверждает, что бывают „хорошие“ монстры»… Как смешно, правда? Всё равно что сказать — бывают «хорошие» негры.