Я в полном смысле слова поражён такой ситуацией. Поразительно, как название может скрыть за собой сущность. Первая напрашивающая аналогия — …компьютеры. Если у «*.ЕХЕ» файла сменить расширение, большинство програм не увидят в нём исполняемый код. И откажутся запустить, несмотря на то, что сам файл не изменился…
Ну а если разумное существо назвать драконом?… Почему в этом случае его убийство моментально превращается в подвиг?!
В своих книгах я не делаю различий между видами. Дракон и человек — разумные существа, и имеют одинаковые права на жизнь. Как люди имеют право защитить себя от угрозы со стороны дракона — так и дракон имеет полное право разорвать на части человека, угрожающего ему.
И только так. Именно угрожающего. Я придерживаюсь взглядов, которые высказывает один из героев романа «К востоку от Эдема»:
«— Только защищая жизнь, воин имеет право отнять другую. И даже в этом случае нет оправдания убийце, если он в силах устранить опасность без убийства.»
Возможно, я идеалист. Но на то и существует фантастика, верно? Отражать взгляды автора на то, что он считает правильным. Или наоборот, если целью была антиутопия.
…ОК, теперь можно перейти непосредственно к моим драконам, вернее к героям моих произведений. Следует заметить, что дракон у меня — далеко не типичный для «фэнтэзи». Это не могучие одинокие ящеры, предпочитающие иметь как можно меньше дел с людьми («Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин), и не крылатые лошади для примитивных дикарей («DragonLance»). Мои драконы — гордая, могучая, цивилизованная, технически сильно развитая раса с планеты Дракия.:) Где кроме драконов нет иных разумных существ.
Конечно, было бы интересно написать роман про жизнь драконов. Но в этом случае получилась бы обыкновенная научно-фантастическая книга, где вместо «людей» везде встречалось бы слово «дракон». Максимум, антураж крылатых жителей выглядел бы экзотично.
На мой взгляд, куда интереснее скрестить жанры. И попытаться представить себе, во что превратилась бы классическая «фэнтэзи», попади туда РЕАЛЬНЫЕ драконы.
«Почему это все драконы в Фэнтэзи — нереальные?» спросите вы. О, я не столь категоричен. Далеко не все. Однако, книги подобные «Волшебнику Земноморья» У. Ле Гуин и «Ритуалу» М. и С. Дяченко, скорее исключения чем правило. Львиная доля литературы оставляет драконам роль этаких пугал, страшных и сильных, но всегда терпящих поражение от умных героев. Ведь как правило, при слове «дракон» в уме любителя фантастики возикает картина огромного огнедышащего ящера, обычно крылатого, и практически всегда «плохого»…
Нетрудно заметить, сколь далека подобная картина от реальной — т. е. той, которая могла бы иметь место на некой гипотетической планете, населённой, к примеру, людьми и драконами. Само понятие «реализм», применительно к Фэнтэзи, меняет смысл: в мире возможно всё, в том числе многотонные летающие чудовища, магия, бессмертные эльфы и даже боги.
Но это не значит, что понятие «реализм» неприменимо к Фэнтэзи! Просто в этом жанре «реализм» означает психологическую достоверность героев, и их реакций на совершенно нереальные события. СОБЫТИЕ может быть нереальным. Но герой ДОЛЖЕН вести себя так, как вёл бы себя человек (дракон, эльф, грифон, гном и т. д.) на его месте. Именно это чаще всего и забывают авторы фэнтэзи-романов.
Можно привести примеры книг, где реализм в ситуациях не только не нужен, но и вреден — к примеру, великолепный «Ритуал» Марины и Сергея Дяченко, или «Драконья погибель» Барбары Хэмбли. Эти произведения являются шедеврами именно потому, что в сознательно созданном авторами СОВЕРШЕННО нереальном мире действуют столь же СОВЕРШЕННО реальные герои. (Особенно это относится к роману «Драконья погибель»). Драконы там ведут себя именно как драконы — и неважно, что огнём дышать невозможно, а отравление нельзя лечить гипнозом…
Иногда фантастические существа и не претендуют на подобное имя. Они — символ, и именно так позиционируются авторами. Вспомните хотя бы неподражаемого «Последнего Единорога» Питера Бигля, или «Чёрную хронику Арды» Ниэнны.
Однако, в большинстве произведений «Фэнтэзи» подразумевается, что дракон — это не символ, не некий Дух Знания (Ник Перумов), а именно животное. Нечто вроде крылатого тиранозавра. При этом авторы упорно пренебрегают тем фактом, что разумный ящер размером с вагон, пусть даже и способный летать, прежде всего не стал бы вести себя «как дракон» — то есть годами жить в пещерах, питаясь исключительно людьми, собирать золото, похищать принцесс, и вообще только и ждать что рыцаря.
Традиционное видение драконов весьма подробно описано на моей странице (http://members.tripod.com/~drakosha).
А здесь я постараюсь дать своё видение того, какими могли бы быть эти наиболее популярные персонажи фантастического бестиария.
Принято считать, что дав драконам возможность говорить и назвав их разумными, можно продолжить приключения героев, моментально забыв, что дракон и сам может иметь желания или планы. Типичный пример — всемирно известный цикл DragonLance, многочисленные авторы которого, сделав драконов не просто символом, но наибольшей силой своего мира, сумели при этом дать им убедительные черты … лошади. Книги, будучи сами по себе классикой Фэнтэзи, просто отказывают кому-либо кроме людей (эльфов, гномов и других гуманоидов) в праве на логическое мышление. К примеру, совершенно непобедимый дракон, захватив в заложники героя, ЧАС ведёт бессмысленную беседу с его спутниками, давая возможность второму герою с помощью магии убить себя. Это при том, что от исхода сего момента зависел исход многолетней войны, и дракон прекрасно это знал…
Реальный дракон прежде всего просто убил бы потенциально опасных врагов, а уж потом занялся бы заложником вплотную.
По причине всего вышесказанного, своих драконов я постарался вывести максимально реалистичными. Для этого я «уменьшил» их до разумных размеров, убрал невозможные с научной точки зрения параметры типа огненного дыхания, а главное — дал им психологию, которую могли бы иметь четырёхметровые летающие хищники, не названные разумными, а действительно разумные.
Как у меня это получилось, и получилось ли, судить не мне. Я могу лишь попытаться систематизировать сведения о драконах, разбросанные по моим книгам. С этой целью и создан данный раздел.
Статья, которую вы прочитали — единственная статья от реального автора, т. е. от меня. Остальные секции раздела «Драконы» представляют собой нечто вроде справочника о действительно существующей планете.
Планете, носящей гордое имя Дракии.
Дракия
Далеко за пределами Галактики, в сиянии своих городов, движется сквозь тьму суровая планета Дракия.
Звезда Дракии, Кош — желтый карлик спектрального класса G0, светимость около 4.3 солнечной при четырёхкратной массе — владеет всего двумя планетами, одна из которых была захвачена звездой за долгие миллионолетия движения сквозь пространство. Тысячи тысяч лет спустя эта планета дала жизнь тем, кто подарил ей имя.
Дракия расположена на расстоянии 2 астрономических единицы от Коша. Сильно вытянутая, не лежащая в плоскости эклиптики орбита, наряду с сильным наклоном оси вращения, формирует нестабильный и суровый климат.
Год Дракии длится 446 суток, продолжительность которых 20 часов. Смена времён года выражена сильно, хотя колебания температуры редко достигают больших величин. Основная характеристика климата Дракии — нестабильность. Частые тайфуны и ураганы формируют пояс бурь, затрагивающий экваториальные области планеты.
Тем не менее, за исключением единственного ледникового периода, в геологической шкале времени климат планеты практически не изменялся за всю её историю.
Диаметр Дракии ~26,000 километров. Тяжёлое ядро обеспечивает планете массу в 4.2 земной, что создаёт на поверхности гравитацию, близкую к 1g. Большой размер и богатое содержание тяжёлых металлов придают Дракии весьма активную жизнь. Вулканическая деятельность сильно развита, наличествует сильный дрейф материков. Большая часть суши покрыта горами.
Океаны на Дракии занимают до 47 % поверхности. Остальная часть планеты разбита на три материка, расположенных в северном полушарии. Площадь крупнейшего континента достгает 60 % общей площади суши на Дракии, что влечёт за собой обширные пустыни и исключительно сухой климат в его центральной части.
В сочетании с нестабильностью литосферы и частыми сейсмическими штормами, природа Дракии — весьма суровое испытание для жизни, возникшей там.
Жизнь на Дракии, как и на большинстве планет Земного типа, возникла в океанах. Волей случая основным компонентом органической материи стал углерод, и это определило развитие всего биоценоза планеты.