Могу признаться, меня многие страницы в книгах Ефремова тоже ввергали и продолжают ввергать в "трепет волнения". "Туманность Андромеды" я перечитывал много раз, и всегда находил в ней для себя что-то новое, и, казалось, всё глубже проникал в замысел автора. И каждый раз многие места книги волновали, заставляли сопереживать... Твёрдо уверен, что к "Туманности" буду возвращаться снова и снова, именно потому, что новые встречи с её героями, которых фантазия автора облекли для меня в плоть и кровь, которых я уже знаю и хочу узнать ещё лучше, дарят радость... Как встреча с каждым настоящим, очень хорошим человеком!
Судьбы литературных творений неоднозначны и во многом загадочны, продолжительность их "жизни" в активном взаимодействии с читателем переменчива и варьирует в широких пределах. Очень трудно предсказать заранее, сколько лет читательского внимания суждено книгам того или иного автора. Социологи утверждают, что лишь одна из ста издаваемых ныне книг активно "живёт" более года и лишь одна из десяти тысяч - более десяти лет. Однако, уже сейчас можно утверждать, что книги Ефремова будут жить очень долго. И не только потому, что они сразу нашли путь к читателю, уже выдержали огромное количество переизданий, переведены на многие языки...
Фантастическая литература вообще "живуча"... Сквозь хаос пожаров и войн, сквозь всё уничтожавшие "потопы" минувших веков дошли к нам, живут и до сих пор переиздаются творения великих фантазёров и мечтателей прошлого Гомера, Платона, Данте, Рабле, Свифта... Увлекающие читателей в конце XVIII века книги о настоящих путешествиях и реальных приключениях на суше и на море давно пылятся на полках книгохранилищ, а выдуманная история Робинзона, созданная фантазией Даниэля Дефо, продолжает жить...
Ещё более показателен пример Жюля Верна. Великий француз творил во вторую половину прошлого века. Однако и ныне суммарные тиражи ежегодных переизданий его книг по-прежнему далеко опережают иных писателей, в том числе и современных, а по общему количеству книг одного автора, изданных на Земле за всю историю литературы, Жюль Верн занимает одно из первых мест в первом десятке авторов всех времён и народов.
В чём тут дело? Магия неведомого, магия тайны, которой проникнуты романы Жюля Верна? Или то, что Жюль Верн из своего XIX века разглядел нашу эпоху, сумел впервые ярко показать главного героя и творца технического прогресса и научно-технических революций в XX веке - смелого исследователя, талантливого инженера, гениального учёного? Или за всем этим скрывается ещё нечто неуловимое?
А может быть, всё гораздо проще... ведь превращение нашего далёкого человекообразного предка в Человека разумного завершилось именно тогда, когда он начал думать, мечтать, фантазировать. Его фантазии стали мотором выживания, совершенствования, развития на грандиозном и жестоком пути восхождения по ступеням создаваемых им цивилизаций. И до нынешних дней почти все мы подсознательно сохраняем присущую человеку, заложенную в него самой эволюцией тягу и страсть к непознанному, к тому, что таится за пределами опыта, что поджидает впереди, следовательно, к будущему в первую очередь... Современная фантастика, будучи зеркалом и анализатором тревог, разочарований, сомнений и надежд нынешнего поколения, позволяет читателям в той или иной степени удовлетворять врождённую заинтересованность неведомым. Отсюда её популярность, как литературного потока в целом. Ну, а фантастика Ефремова и, прежде всего, "Туманность Андромеды" - это уже не зеркало, а скорее окно, распахнутое в отдалённое будущее (или в прошлое, когда речь идёт о его исторической фантастике). Желающих заглянуть в это окно, естественно, много, и в обозримом будущем их едва ли станет меньше.
Знаю, я отнюдь не одинок в своём отношении к романам, героям, социальным, нравственным и эстетическим концепциям творчества Ивана Антоновича Ефремова. Отсюда и убеждённость, что книгам и героям Ефремова суждена долгая жизнь. Что же касается воспитательного значения его книг их влияние на подрастающие поколения переоценить невозможно. Книги Ефремова увлекли не одного из первых космонавтов на их труды и свершения... Безгранично раздвинув пределы Ойкумены, эти книги надолго останутся маяками пространства и времени, маяками, зовущими всё дальше к новым свершениям во имя Человека и Человечества. Дальше и дальше за пределы Ойкумены Ефремова...
Ставшие всеобщими прекрасные человеческие качества землян Эры Великого кольца - героев социальных утопий Ефремова, их искренность и прямота, постоянная взаимная доброжелательность, основанная на полном доверии друг к другу, их смелость, доходящая до самоотверженности, доброта и великолепное умение владеть собой - своим разумом и телом при любых обстоятельствах, их мудрость, не исключающая умения веселиться и радоваться, страдать и любить - все эти качества вовсе не являются чем-то принципиально новым выдумкой автора, утопией.
Ефремов говорит лишь о наиболее полном раскрытии качеств, органически свойственных человеку, свойственных высокоорганизованной материи человеческого мозга. Качества эти спорадически проявлялись у некоторых людей и раньше; в ещё большей степени они проявляются у наших современников. Однако всё это - только вспышки, огонь ещё не разгорелся. Далеко не всегда они получали необходимое развитие и поддержку в процессе воспитания, образования. Зачастую эти вспышки оказывались безжалостно подавленными обстоятельствами, особенностями обстановки и жизненной ситуации. И они гасли в столкновениях с совершенно иными качествами, пышно расцветавшими в условиях дикости, варварства, невежества, взаимной вражды за право выжить, существовать, сохранить потомство и место под солнцем. Атавизм, вспышки - реминисценции, отнюдь не украшающих человека современной эпохи и нередко скрываемых до поры до времени под маской внешней добропорядочности, необыкновенно живучи... Их постепенное устранение из сферы людских отношений - одна из труднейших задач воспитания новой нравственности, стоящая перед человечеством.
Ефремов показал на своих ювелирно сработанных моделях и пример успешного решения подобной задачи ("Туманность Андромеды", "Сердце змеи") и обратный пример ("Час быка"). Две взаимоисключающие модели, вынесенные в далёкую от наших дней эпоху, а сколь обе актуальны для нашей небольшой планеты. Нынешний земной "конгломерат" исторически складывающихся государств, политических союзов, экономических группировок разделён густой сетью этнических, национальных, экономических, политических, условно-социальных, религиозных и даже почти "случайно" возникающих иных границ. Большинство их - следствия практически не кончающихся военных столкновений. И весь этот мир раздираемый внутренними конфликтами пятимиллиардный мир разумных обитателей Земли затянут в гордиев узел нерешённых глобальных проблем, каждая из которых может оказаться роковой для судьбы цивилизации в целом.
Многовековые противоборства великих империй, недавнее, ещё полностью не отраженное, противостояние "демократического Запада" и "тоталитарного" Востока, назревающий новый конфликт "бедного" Юга и "богатого" Севера планеты... Казалось бы, единственно разумный выход из этого бессмысленного, некончающегося противоборения - постепенное объединение народов Земли и начало осознанного движения в сторону модели гуманной цивилизации, приоткрываемой И. Ефремовым в "Туманности Андромеды".
Увы, конец нынешнего века почти не оставляет надежда возможность такого исхода в обозримом будущем, хотя уже многим ясно, что глобальных проблем современности - экологической, термоядерной, экономической, энергетической, демографической - на разобщённой Земле не решить.
Значит, постепенное сползание в понурые и трагические сумерки "Часа быка"? Их истоки и следствия виртуозно анатомированы Ефремовым на примере судеб цивилизации планеты Торманс, куда отправляется с Земли звездолёт прямого луча "Тёмное пламя" с нашими далёкими... очень далёкими потомками.
Посланцы Земли застают на Тормансе разрушенную, агонизирующую биосферу с растранжиренными природными богатствами и уродливое, остановившееся в развитии общество с ущербной нравственностью, умирающей культурой, полным отсутствием правдивой информации. Рядовые члены этого общества давно примирились и с бессмысленной жестокостью правителей, и с садизмом нескрываемого геноцида.
Чудовищный, антигуманный мир Торманса создан тоже землянами, некогда эмигрировавшими из нашей Солнечной системы. Он тоже порождение земного разума, сначала оказавшегося в изоляции, а потом, после возникновения на Тормансе всепланетного тоталитарного строя, отказавшегося от всяких контактов с иными обитаемыми мирами.
Мир Торманса не выдуман Ефремовым... Автор "Часа быка" разглядел его в угрожающих тенденциях окружающей действительности.