---------------------------------------------
Лебедев Александр Александрович
АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ,
Президент Благотворительного Резервного Фонда
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК НОРМА
И НОРМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Благотворительность - традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. И даже в разного рода светских модернизациях, с которых начинался процесс замены религиозных ценностей экономическими и политическими (например, в масонстве XVIIIвека), благотворительность оставалась ключевым требованием.
Сегодня благотворительность испытывает влияние захватившего общество и культуру "рыночного фундаментализма" (выражение Джорджа Сороса). Гуманитарная помощь нередко выполняет роль инструмента геополитического влияния. Более того, иногда возникает впечатление, что гуманитарные катастрофы (прежде всего войны) если не инициируются, то "подогреваются" с целью создания рынков сбыта для восстановительных услуг транснациональных корпораций. В более локальных масштабах, не связанных с конфигурациями сил на мировой арене, благотворительность превращается в род рекламной деятельности, в фактор влияния на рынок его субъектов.
Впрочем, учитывая громадные затраты современной экономики на сугубо "виртуальную" рекламу, филантропические поиски мастеров "позиционирования" следует приветствовать. Все-таки делается что-то реально полезное не только для фирм, утверждающих собственный копирайт, но для общества в целом. Неплохо было бы, чтобы и в области политической рекламы (в России наиболее капиталоемкой) пиаровские кампании активнее использовали позицию благотворительности. Деньги те же, а социальный эффект существеннее, чем выдвижение очередного имиджа в шумных акциях вроде карнавальных радений на стадионах.
Благотворительности сегодня приходится находить дорогу между Сциллой немодного (не находящего места в экономике и потому представляющегося утопией) идеализма и Харибдой рекламной корысти.
Организуя Благотворительный Резервный Фонд (а эта работа велась сразу после августовского кризиса 1998 года), его учредители приняли концепцию, согласно которой благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. Были согласованы следующие позиции.
Первое. Условия России таковы, что необходимо не просто помогать культуре, но и социальной среде ее воспроизводства. Необходима система благотворительных мер на широком поле социальных и культурных дефицитов, выстроенная так, чтобы благотворительная поддержка в той или иной области отзывалась улучшением конкретной социокультурной инфраструктуры в целом. Например, можно, помогая здравоохранению, одновременно помогать образованию. Имея в виду такую возможность, БРФонд объявил в 1999 году конкурс (его итоги подводятся в сентябре) инициативных проектов по оснащению кафедр последипломного образования врачей, ведущих лечебную, научную и преподавательскую работу на базе непривилегированных клиник, новейшим хирургическим инструментарием. И у больных появляется шанс на более эффективное лечение, и у медицинского образования возникает новый потенциал.
Второе. В послекризисной ситуации благотворительный капитал должен расходоваться социально ответственно, с учетом перспектив развития страны. Необходимо поддерживать не просто "слабые" звенья культуры и социальной сферы, но такие, которые могут быть "точками роста", и так, чтобы помочь этому росту состояться.