Многие архивы сгорели во время войн или были разграблены в смутное время, когда власть переходила из рук в руки. Сегодня можно говорить о том, что у нас есть полное представление о преследовании за ведовство в трех странах: Шотландии, Финляндии и Британских колониях в Новом Свете. Согласно сведениям, собранным в базе данных о ведовстве учеными Эдинбургского университета, с 1563 по 1736 г. в Шотландии были обвинены в ведовстве 3837 (имена 3212 из них известны). Только в 305 случаях известен исход дела: 205 человек были казнены, 52 оправданы, 27 сосланы, 11 изгнаны из страны, 6 отлучены от Церкви, двое объявлены вне закона, один подвергся публичному позору. Кроме того, 98 удалось бежать. 84% обвиняемых составляли женщины, 15% — мужчины. Сведения о помощниках (обычно котах) зафиксированы только в девяти случаях [3] . Таким образом, стало очевидно, что преследование ведьм в Шотландии не носило столь массового характера, как это представлялось ученым XIX-XX вв.
В Финляндии ситуация оказалась как раз обратной — ведьм преследовали чаще. В период с 1520 по 1750 г. в этой стране, которая в то время была шведской провинцией, обвинения в ведовстве были выдвинуты против 2000 человек.
Ученым М. Ненонену и К. Кервинену [4] удалось разыскать и систематизировать материалы 1200 дел. Первые обвинения в поклонении дьяволу были выдвинуты в 1666 г. судьей Нильсом Псиландером на Аландских островах. Псиландер учился в Тартуском университете, находившемся под сильным германским влиянием, и именно там он смог познакомиться с новейшими трудами немецких демонологов. И все же большинство вердиктов по ведовским делам были оправдательными. Наблюдалась определенная тенденция: если обвинения в наведении порчи выдвигались в основном частными лицами, то власти и священники пытались привлечь к суду знахарей и предсказателей. Около 10% обвиняемых приговаривались к смерти судами низшей инстанции, и только в половине случаев приговор приводился в исполнение.
В Центральном округе английского королевства (графства Эссекс, Хертфорд, Кент, Суррей и Сассекс), согласно сохранившимся судебным ассизам, в период с 1552 по 1722 г. в суд по обвинению в ведовстве вызывали 456 человек, 406 из них — женщины. Смертный приговор был приведен в исполнение по отношению к 109 приговоренным. В Новой Англии 234 человека были привлечены к судам по обвинению в ведовстве, из них 34 — казнены. Салем — наиболее значимое происшествие. Люди, жившие замкнутой группой, оказались подвержены массовой истерии и принялись искать «внутреннего врага». Обстоятельства сложились так, что в этой среде авторитетом пользовались те, кто искренне верил в существование ведовства и доказуемость этого преступного деяния. Уже три столетия ученые спорят о том, что же на самом деле произошло в Салеме. По мнению Ч. Хансен в деревне действительно жили несколько женщин, которые занимались магией и даже пытались извлечь выгоду из своей дурной репутации [5] .
В лице Бриджет Бишоп, Кэнди и Мэри Рида мы имеем трех людей, которые занимались черной магией, причем с видимым успехом. Семейство Хоар и Джордж Берроуз приобрели репутацию занимающихся черной магией и даже пытались извлечь из этого выгоду, хотя не известно, были ли они ведунами на самом деле. Наконец, зафиксированы многочисленные факты применения белой магии, в том числе той, которая сопряжена с магией черной, ибо конечная цель — причинить вред ведьме. Если принять показания свидетелей относительно Роджера Тутакера и его дочери как весомые, то мы сталкиваемся по крайней мере с одним случаем убийства при помощи ведовства, — случаем, когда магические средства были использованы для того, чтобы лишить человека жизни.
Ч. Хансен. Ведовство в Салеме, 1971.