Классическое образование XV–XIX веков предполагало, что всякий образованный человек, кроме двух-трех живых языков, обязательно должен изучить один или два мертвых: латынь и греческий, языки античного мира. Если и не оба, то уж латынь – обязательно! В течение XIX века росло число ученых, получавших неклассическое образование, но очень многие из них все же с детства знали один или два мертвых языка. Оба – индоевропейские.
Получается, что европейский ученый исследовал родство языков, один из которых был для него родным, а два-три других он знал с детства. И уже к системе этих «основных европейских языков» присоединял то, что изучил как специалист-филолог в процессе познания армянского, шведского, греческого или индусского санскрита.
Вот и одна из причин, по которым индоевропеистика так быстро и триумфально шагнула вперед, – изучали-то самих себя. Заниматься индоевропеистикой было легко.
Вторая причина: в поисках индоевропейского праязыка исследовали собственных предков. Проблема занимала европейских ученых не только как людей науки, но и ЛИЧНОСТНО.
Причина третья: значимость проблемы. Все понимали, что изучают нечто невероятно важное: в странах, заселенных народами, которые говорили на индоевропейских языках, происходили события, наиболее важные для истории всего человечества. Совершались открытия и перевороты в культуре, определившие лицо всей современной цивилизации.
В общем, далеко не случайно индоевропеистика «сделалась ведущей во всех отношениях отраслью» науки. Очень уж важная это страница в самосознании и всех… ну, почти всех европейских народов и всего известного нам мира.
Языки-родственники – всегда потомки какого-то одного языка. Можно рассчитать даже, с какой скоростью расходились эти языки – и соответственно, когда существовал язык-предок.
Все славянские языки – потомки праславянского,
Все германские языки – потомки прагерманского,
А общий предок германских, балтских и славянских языков распался на разные языки примерно в конце II тысячелетия до P. X.
Все индоевропейские языки – потомки некого единого древнего языка. Нескольких родственных языков? Но и в этом случае исходно был какой-то единый язык и только потом разделился на несколько похожих.
Филолог Ж. Ландэ разработал язык «уропи» – то есть «европейский». Это «предковый» язык, на котором говорили предки всех индоевропейских народов в III тысячелетии до P. X. В отборе слов исключен произвол! Все они – родные для всех языков, из которых берутся.
А. Шлейхер еще в XIX веке восстановил такой вот предковый язык. Он даже написал на «арийском» языке басню. По его мнению, четыре тысячи лет назад вполне могли звучать строки: «Аквасас аа вавакант: крудхи аваи, кара агхнутаи видидвантсвас…» Что значит, по его мнению, в переводе на немецкий: «Кони сказали: послушай, овца, наше сердце печалится…»
Язык ариев? В самом названии – большая условность: мы не знаем, как называли себя люди этого народа. Память о племенах ариев жила только в одном регионе мира – в Индии. Там сохранился единый язык индоевропейцев, проникших в Индию, – санскрит.
Волей-неволей европейские ученые стали заниматься индусскими ариями… Ведь такой яркой памяти о предках больше нигде не сохранилось.
Глава 2
АРИИ В ИНДИИ
Он слишком долго служил в Индии, чтобы сомневаться в существовании сверхъестественного.
А. И. КупринИНДОЕВРОПЕЙЦЫ И ЕИНДОЕВРОПЕЙЦЫК тому времени, как англичане появились в Индии, на индоевропейских языках говорила вся Северная Индия, примерно 60 % всего индусского населения. Название Индия происходит от слова «хинди» – самоназвание самого распространенного языка и самого большого народа Индии. Вторгаясь в Индию, любой завоеватель сталкивался с людьми, говорившими на хинди. Впрочем, вот насчет народа – тут задача позаковыристее.
Дело в том, что хинди – строго говоря, название не народа, а языка. И языка довольно позднего. Нормы хинди заложил в XV веке реформатор Кабир. Он написал первые строки, которые считаются первыми классическими текстами на хинди. Этот язык густо насыщен санскритизмами.
Народ же, говорящий на хинди, не называет себя никак. Не имеет самоназвания. В эпоху британского завоевания появился словесный уродец: «хинди спикинг пиплз» – то есть «люди, говорящие на хинди». Это самое правильное определение.
А в XIV веке сложился другой язык – урду. Слово «урду» значит – «лагерь». В значении – «военный лагерь». Мусульмане завоевывали Индию, обращали в мусульманство ее население. Местные индоевропейские наречия северо-западной Индии смешивались с арабским и персидским – с языками завоевателей-мусульман. Где оно шло сильнее всего? В армиях, в военных лагерях. Язык, объединявший индусских мусульман, язык военного лагеря, стал общим языком для миллионов людей.
В августе 1947 года англичане ушли из Индии, но на прощанье крепко хлопнули дверью: они заявили, что дадут независимость не одной стране, а двум: ведь индусы и мусульмане не умеют жить в мире…
К сожалению, лорд Маунтбеттен был во многом прав: всю Индию захлестнула волна индусских и мусульманских погромов. Погибло до миллиона человек, беженцев насчитывалось пять или шесть миллионов. Границы Индии и Пакистана много раз вызывали конфликты, вплоть до масштабных войн с применением артиллерии и авиации.
Мусульмане создали новое государство Пакистан – что означает «страна чистых». Урду стал государственным языком для Пакистана.
Грамматика урду и хинди почти одинакова, «хинди спикинг пиплз» и «урду спикинг пиплз» понимают друг друга без переводчика. Два языка отражают две религии, два культурно-исторических мира.
Северная Индия говорит на хинди и урду и на других индоевропейских языках. Это гуджаратцы, сикхи, бенгали, телугу… в общей сложности больше двадцати народов Северной Индии. Племена юга, юго-запада, центра страны в основном говорят на языках тамильской группы.
Северяне-индоевропейцы помнили, что их предки назывались ариями и что они когда-то пришли в Индию как завоеватели. Арии оставили о себе память на тысячелетия: священные книги индуизма. Да и сам индуизм.
ВедыИсходно разные арийские племена говорили на похожих, понятных друг другу, но все же различных языках. Эти древнейшие языки развивались с III по I тысячелетие до Р. X. Чаще всего называют их ведическими – на них были записаны священные книги индуизма.
Вся ведическая литература делится на три раздела.
1. В первую очередь это «Веды». Да-да, название не обманывает, оно почти понятно и на русском языке: от «знать», «ведать». Если делать смысловой перевод: «то, что известно». Или еще точнее, хотя и длиннее: «самое важное из того, что известно».
Веды состоят из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самарведа и Атхарваведа.
Ригведа считается самой древней и самой священной из частей вед. Большинство исследователей считают, что тексты Ригведы создавались между XXV и XV веками до P. X.
Считается что пророками, услышавшими Ригведу непосредственно от богов, были Вишвамитра, Васиштха, Вамадева. В некоторых гимнах их называют родоначальниками династий певцов священных гимнов.
Они запоминали гимны наизусть и исполняли их так же, как это делал слепой Гомер в Древней Греции или Вещий Боян у славян.
Яджурведа – книга сборник молитв, формул и правил жертвоприношения. В Древней Индии то ли сложились разные школы жрецов, то ли разные племена вели себя по-разному. Но сохранилось шесть разных редакций Яджурведы.
Многие заклинания и молитвы из Яджурведы индусы практикуют и сегодня.
Самарведа – книга песен. Как поэтично называют ее брахманы, «нотная тетрадь Древней Индии». Эта книга служила для обучения жрецов священным гимнам.
Атхарваведа – веда заклинаний, заговоров и молитвенных формул. Она сложилась позднее остальных, в ней описывается уже долина Ганга и деление общества на четыре сословия – «варны»: на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.