Для этого, прежде всего, необходимо повышать образовательный уровень местных имамов и духовных лидеров, вычищать их ряды от откровенно дискредитирующих элементов. Правительство должно оказывать поддержку Совету муфтиев России и другим структурам, проповедующим традиционный ислам, популяризировать их деятельность в этом направлении. Зачастую именно минимум информации о традиционных мусульманских организациях является нужной интеллектуальной почвой для радикалов и их катарских, саудовских и кувейтских хозяев. В этой связи следует больше внимания уделять работе со СМИ, которые имеют возможность популяризировать традиционные религиозные воззрения. В этой связи совершенно оправданным выглядит недавнее предложение главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина о предоставлении мусульманам 15% эфирного времени (пропорционально численности мусульман в стране) на общественном телевидении. Несмотря на негативную реакцию творческой интеллигенции и представителей общественности на данное предложение, оно выглядит политически значимым и крайне своевременным в деле борьбы с радикальными идеями1.
Со стороны некоторых религиозных и политических деятелей всё чаще начинают раздаваться призывы в пользу контактов государственной власти с салафитами, но их осуществление чревато негативными последствиями для развития отношений с последователями традиционного ислама. Поэтому сейчас российской власти предстоит провести большую работу в данном направлении. Причем вестись она должна комплексно, по трем основным направлениям – это образование, просвещение и социальная работа мечетей2.
Первый пункт касается всей системы мусульманского образования – от воскресных курсов и медресе до исламских университетов. Именно в этом направлении начал свою работу нынешний ректор Российского исламского университета, председатель Всероссийского совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин.
Вторым пунктом в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям является просвещенческая работа. В данном случае речь идет не только о работе со СМИ и книгоиздании, но и вообще об образе ислама, мусульман и исламского духовенства. Другим важным пунктом является активная издательская деятельность и развитие собственно исламских СМИ – издание на русском языке при поддержке власти дореволюционных богословских и научных трудов ведущих богословов – исследователей данной религии.
Третий, возможно, самый важный пункт заключается в пропаганде социального служения. Современному традиционному исламу жизненно необходима гуманистическая социальная доктрина. Социальный вопрос – это узловой вопрос в решении проблем мусульманского радикализма. Это корень и причина того, что молодежь вступает в радикальные религиозно-политические группировки.
Представляется, что на сегодня только СМИ смогут, охватывая значительную аудиторию, проповедовать среди мусульман традиционные формы ислама, противодействуя таким образом салафизму, ваххабизму и прочим радикальным течениям, восстающим против традиционных российских ценностей. Это кратчайший путь к повышению того самого низкого уровня религиозного образования, который стал важнейшим фактором, благодатной почвой для процветания радикальных идеологий. Пожалуй, самым эффективным средством противодействия салафизму-ваххабизму может стать сильный, идеологически стройный и безупречный с точки зрения биографий его проповедников, а также поданный соответствующим образом в СМИ традиционный ислам, который в России имеет давнюю и славную историю, которая позволяет ему мирно уживаться с другими традиционными для этой страны конфессиями.
Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии
Мониторинг этнополитической ситуации. Карачаево-Черкесская Республика
Карачаево-Черкесская Республика – один из субъектов Северо-Кавказского федерального округа, четырехлетие которого отмечалось в январе текущего года. КЧР была образована в 1992 г. (до этого входила в состав Ставропольского края в статусе автономной области), в Конституции (принята 5 марта 1996 г.) которой отмечены особенности ее функционирования и развития. Так, в паспорте республики заложена имиджевая составляющая основного закона КЧР, в котором указано, что «в республиканской Конституции закреплено положение о местных традициях и обычаях, отсутствующее в аналогичных правовых документах. Уважение к старшему, к женщине, людям различных религиозных убеждений охраняется Конституцией и Законами КЧР, а милосердие священно. Руководящие органы власти формируются с учетом национального представительства»3. В ст. 11.1 Конституции КЧР отмечено, что государственными языками в Карачаево-Черкесской Республике являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский. Статья 63 основного Закона КЧР определяет роль главы Карачаево-Черкесской Республики, который «является гарантом… межнационального согласия в Карачаево-Черкесской Республики». В ст. 109 определены особенности формирования органов местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях Карачаево-Черкесской Республики с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В 2013 г. глава КЧР Р.Б. Темрезов в качестве приоритетного направления своей деятельности определил: «Моя основная задача как руководителя региона – повышение качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики»4. Для реализации этой задачи разработаны и реализовываются следующие программы развития республики и повышения благосостояния ее жителей: Республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011–2015 годы»; «Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013–2015 годы»; «Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012–2016 годы»; Республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения на 2013–2015 годы»; Республиканская целевая программа «Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года».
В настоящее время разрабатывается Стратегия социально-экономического развития КЧР до 2035 г. Стратегия развития республики должна вобрать в себя все направления развития муниципальных образований, способствовать эффективному взаимодействию территорий с целью определения алгоритма дальнейшего развития республики. В начале 2013 г. совместно с муниципалитетами были завершены подготовка и утверждение документов территориального развития, на базе которых должно осуществляться стратегическое планирование развития населенных пунктов и республики в целом. Разрабатываемая для КЧР Стратегия увязывается с Государственной программой по развитию СКФО до 2025 г. При разработке программных документов учитывалось мнение населения на основе проведенных на территории муниципалитетов социологических опросов. В Стратегии развития КЧР до 2035 г. и программе социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет будут отражены основные мероприятия по развитию и совершенствованию всех отраслей региональной экономики и сфер жизнедеятельности.
По итогам Всероссийской переписи 2010 г., этнический состав населения КЧР представлен следующими основными группами: карачаевцы – 41%; русские – 31,6; черкесы – 11,9; абазины – 7,8; ногайцы – 3,3%5. В динамике с 2002 по 2010 г. отмечается рост численности этнического большинства в республике – карачаевцев, их стало больше на 25 126 человек (на 2,17%); незначительный рост таких народов, как абазины (на 4573 человека, или 0,37%), и черкесы (на 6875 человек, или 0,54%). Количество русских уменьшилось в процентном соотношении по отношению к другим народам на 2,25% (хотя их абсолютная численность увеличилась на 2147 человек), ногайцев – на 781 человека, или 0,1%6.
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...