– И что вы планируете делать с таном Руром дальше?
– Ничего. Только следить и незаметно направлять в нужное клану русло. У мальчика большое будущее – вы правильно заметили, что он прирожденный лидер. А наивность… Ну что ж, наивность – это такое качество, которое отлично лечится временем. Посмотрим, как наш мальчик покажет себя в дальнейшем – возможно, через две–три сотни сол я начну готовить из него своего заместителя. К тому времени Руром, скорее всего, окажется уже невозможно управлять. И если он, не растеряв своих нынешних качеств, научится в необходимых для клана случаях идти на некоторые компромиссы со своей совестью и обзаведется большей гибкостью в принимаемых решениях, – сейчас он действительно слишком прямолинеен, – у него будут все шансы в будущем занять мое место.
– А его школа?
– Ученики его школы уже показали себя неплохими бойцами. По моему мнению, они ничем не хуже солдат из милитари–кланов.
– Их пока слишком мало, чтобы можно было говорить о каком–то практическом применении для клана.
– Тан Рур утверждал, что его ученики – особенные. Что он готовит не солдат, а воинов.
– Не вижу разницы, госпожа.
– Судя по эффективности действий самого тана Рура во время оканийской бойни, разница, на мой взгляд, все же есть. Если не ошибаюсь, тан Рур вообще попал к нам безоружным, однако все равно вышел победителем в схватке с полноценным боевым подразделением, вооруженным армейскими штурмовыми ружьями.
– В том сражении далеко не все так однозначно, госпожа, – задумчиво возразил мужчина, – оружие в руки тана Рура все же попало, так что с солдатами имперского десантного корпуса он бился на равных.
– Равный бой против сотни вооруженных солдат? – скептически усмехнулась матриарх.
– Эти солдаты расслабились и не воспринимали безоружного человека как угрозу, а потом, получив жестокий отпор, растерялись и потеряли боевой дух. Тан Рур, напротив, сражался за свою жизнь, был готов к схватке не на жизнь, а насмерть, поэтому действовал предельно эффективно. Можно сказать, что ему повезло – если бы пытавшиеся его ликвидировать солдаты не оказались настолько беспечны, итог оканийской бойни, скорее всего, был бы другим. Да и сам тан Рур это признает.
– И все же поговорите с таном Руром еще раз – клану необходимо знать, на что мы можем рассчитывать, получив в качестве бойцов создаваемого нами кланового вооруженного формирования учеников школы боевых искусств. Смогут ли воспитанники тана Рура когда–нибудь в обозримом будущем повторить его подвиг, или они окажутся просто хорошими солдатами? Клановые аналитики оперируют точными цифрами, и ваша задача – эти самые цифры им предоставить.
– Я поговорю с таном Руром, госпожа…
***
– Тан Рур, задержитесь. Нам надо поговорить, – раздался за спиной Андрея, вышедшего из академии и направляющегося на занятия со своими учениками, знакомый голос.
Обернувшись, Андрей ожидаемо увидел тана Тувилани – главу службы безопасности клана Лерой. Этот человек, занимающий в иерархии клана второе место после матриарха, слишком дорожил своим временем, чтобы просто так потратить его на ожидание на улице простого кланового, даже не входящего в список руководящего состава. Поэтому Андрей воспринял появление второго лица клана со всей серьезностью и, подойдя, вежливо спросил:
– Вы хотели со мной поговорить, господин Тувилани?
– Можно просто тан.
– Хорошо, тан Тувилани. Так что вы хотели у меня узнать? Нечто такое, что не предназначено для ушей присутствующих в канцелярии клана ваших подчиненных?
– Вы поразительно догадливы, тан Рур. В канцелярии клана все разговоры записываются, а я хотел поговорить с вами наедине. Не всю информацию нужно хранить в архивах – любой архив можно прочесть, и моей службе не всегда удается полностью исключить утечку.
– Надо ли понимать, что вы хотите узнать у меня нечто важное?
– Это будет зависеть от ваших ответов, тан Рур.
– Спрашивайте, тан Тувилани, постараюсь удовлетворить ваше любопытство.
– Вопрос, собственно говоря, один – чего мне ждать в будущем от учеников вашей школы боевых искусств.
– Мой ответ настолько важен, что вы не доверили его клановым архивам?
– От полноты вашего ответа будет зависеть развитие нового направления деятельности клана.
– А разве вам не докладывают о каждом шаге моих учеников в пределах школы?
– Официальные данные у меня, разумеется, есть.
– И какое впечатление сложилось у вас после изучения официальных данных?
– Вы в своей школе готовите высокопрофессиональных солдат, наподобие военизированных клановых школ Милим или Камакато.
– Солдат пусть готовят Милим с Камакато, – поморщился Андрей, – а я учу своих ребят пути воина.
– Есть разница?
– Поверьте, разница есть, – усмехнулся Андрей. – Солдат – это человек с оружием, а воин – это образ жизни и состояние психики. Потом вы, возможно, поймете отличия, но сейчас просто поверьте мне на слово.
– Поверю, но моей веры недостаточно для работы клановых аналитиков. Без точных цифр они не могут просчитать риски предстоящего передела рынка милитари–услуг, который непременно последует после появления на нем ваших учеников. Для начала я хотел бы услышать, чем воин отличается от солдата, но услышать из ваших уст. Пока же я вижу, что они просто учатся хорошо драться. Да, подобное умение им в жизни пригодится, но неплохо махать кулаками умеет большинство бойцов милитари–кланов. В дуэльных поединках с вашими учениками они могут стать серьезными противниками, а владению оружием тех вообще учат с детства. Причем учат владению современными видами вооружения, а не древними его образцами, как практикуете в своей школе вы, тан Рур. Мне нужно знать, насколько ваши бойцы лучше тех же бойцов Милим, причем информация должна выражаться в конкретных цифрах. Если в реальном бою против бойца Милим, вооруженного, к примеру, плазменным ружьем, выступит ваш ученик, каковы окажутся шансы на победу у того и другого?
– Обучение в моей школе строится по другому принципу, отличному от обучения тех же Милим. Да, я пока не даю своим ученикам знания о современном вооружении, но для настоящего воина тип оружия неважен. При необходимости воин способен обходиться вообще без оружия, он сам по себе – оружие.
– Я читал отчеты по оканийской бойне, тан Рур, поэтому представляю, на что способны вы лично и насколько эффективно ваше умение. Но я хочу понять, ждать ли от ваших учеников аналогичных результатов, или подобная живучесть и эффективность в реальном боестолкновении – всего лишь ваша индивидуальная особенность.
– Эти качества в большей или меньшей степени присущи любому воину, тан Тувилани, причем я вовсе не считаю себя самым опытным – в земной истории были воины и посильнее меня.
– Давайте все же перейдем к конкретному примеру – мне так проще понять ваши объяснения. Предположим, что в поединке сошлись ваш ученик и опытный боец милитари–клана. И у того, и у другого в руках одинаковое оружие. В чем отличие? Кто победит? Мне нужно знать результат схватки, а не психическое состояние ее бойцов.
– Хорошо, попытаюсь объяснить. Солдат имперского милитари–клана практически с самого детства учится пользоваться определенным видом оружия или несколькими его видами. От того, насколько хорошо он овладел вверенным ему оружием, зависит его эффективность на поле боя. Опытный солдат практически сживается со своим оружием…
– Пока ничего нового я от вас не услышал.
– Я еще не дошел до нового. Итак, солдат знает, как работает его оружие, и умеет из него стрелять. Возьму самый очевидный пример из далекого прошлого – умение стрелять из лука. Можно вместо лука рассмотреть армейскую штурмовую винтовку, но, поверьте, лук станет более наглядной демонстрацией различий между солдатом и воином.
– Хорошо, пусть будет лук.
– Итак, хороший солдат–стрелок знает, как стрелять из лука с наибольшей эффективностью. Он очень быстро и абсолютно правильно натягивает тетиву, задействовав для этого нужные группы мышц. Он знает, что стрела летит по наклонной баллистической траектории. Он берет необходимое упреждение, учитывая также поправку на ветер, температуру и влажность воздуха, линейное перемещение мишени, если противник движется, и еще десятки различных параметров, влияющих на стрельбу. В результате, чтобы попасть в сердце стоящего в семидесяти шагах от него противника, лучник–солдат целится не в его сердце, а в воображаемую точку над головой. Отпустив тетиву, солдат наблюдает за полетом выпущенной им стрелы и с удовлетворением убеждается, что она попала точно в сердце его противника. Его выстрел будет удачным за редким исключением – если его противник не окажется воином.