Василий Федин
СВИДЕТЕЛЬ
ЭПОХИ
Москва
«Правда»-Пресс»
2005 г.
Детство и школьные годы на Ярославщине в 1930-е годы, детдомовская жизнь — с этого начинает свое повествование В.Т. Федин, полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Со студенческой скамьи добровольцем Василий Тимофеевич уходит в Красную Армию. Участвует в боях с гитлеровцами. В послевоенный период напряженная учеба, научная работа в академии имени Н.Е. Жуковского. И все эти годы верное служение Отечеству, твердая приверженность коммунистической идее.
Книга представляет интерес для большого круга читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда тебе за восемьдесят, хочется вновь окинуть взглядом пройденный путь и вспомнить, как все эти годы жил и боролся. О раннем детстве, школьных годах, включая детдомовскую жизнь в 1930-е годы, о студенческой жизни в первые годы войны, о полковой танковой школе, об участии непосредственно в боях в составе экипажа танка Т-34, о сержантской службе в первые полтора года после войны на территории Германии й Польши. Об учебе в авиатехническом училище в 1947 - 48 годах, о работе после его окончания в Государственном Краснознаменном научно-исследовательском, испытательном институте Военно-воздушных сил СССР (ГК НИИ ВВС), об учебе и научно-исследовательской работе в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского в период с 1950 по 2004 годы. Мой жизненный путь позволяет мне составить свое твердое суждение о сущности Советского социалистического строя и того строя, в котором мы оказались в результате государственного переворота, совершенного Ельциным и его сообщниками (А. Яковлев, А. Собчак, Г. Попов, А. Чубайс и прочие) при беспринципной и трусливой позиции М. Горбачева.
Я стремился рассказать о той жизни без ее приукрашивания, придерживаясь принципа «что было — то было». Но буквально в последнее время 28 августа 2004 года, выбравшись после долгого перерыва в Ростов — Ярославский, попав на День города, я купил в Димитриевском соборе Яковлевского монастыря интереснейшую монографию «Спасо - Иаковлевский Димитриев монастырь», автор - составитель В.И. Вахрина. Познакомившись с монографией В.И. Вахриной, я убедился в том, что сей мой труд будет полезен и историкам Яковлевского монастыря, и любознательным читателям о Ростове-Великом, и особенно тем, кто ищет истину о советском периоде нашей страны.
В монографии В.И. Вахриной 1930-е годы, и вообще весь советский период существования Яковлевского монастыря охарактеризован очень нечетко и в некоторой части ошибочно. Об этих годах, например, в предисловии монографии сказано в общем виде так: «В 1923 году монастырь был закрыт, через пять лет последовало запрещение богослужений во всех храмах. Иноков изгнали, монастырское имущество частично поступило в музей, но большую часть его разграбили или уничтожили. Все последующие годы обитель пребывала в запустении, строения разрушались».
Еще более неопределенно и неоправданно резко высказался о послереволюционном периоде монастыря Патриарх Алексий II при посещении монастыря 13 мая 1993 года. На обороте открытки № 28 в комплекте открыток «Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом» приведены такие его слова: «... Я счастлив посетить эту древнюю святыню земли Русской, поруганную, оскверненную и разрушенную в годы лихолетья».
В этом высказывании Патриарха слова «поруганную, оскверненную и разрушенную в годы лихолетья», обращенные, как нетрудно догадаться, к Советскому социалистическому строю, не соответствуют действительности. В разделе «По страницам монастырской летописи» самой же монографии В.И. Вахриной сказано совсем другое. А именно то, что свыше 5 лет после Октябрьской революции монастырь продолжал работать и жить в прежнем своем режиме, соблюдая законы Советской власти. Монастырские сооружения и земли после революции, после всеобъемлющей национализации стали общегосударственной собственностью, то есть не принадлежали Церкви. Однако пользовалась всеми сооружениями и имуществом по-прежнему братия монастыря, службы в храмах проходили, как и ранее. В 1922 году основная часть драгоценностей монастыря (изделия из серебра и золота, украшения с драгоценными камнями) были официально изъяты из монастыря в казну государства на основании специального закона — декрета ВЦИК от 23.02.1922г. Лишь в 1923 году монастырь, как сообщество монахов, был упразднен. Вместо него в рамках советских законов была образована, как об этом сообщает нам монастырская летопись, общественная организация — «Община Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря» количеством 128 человек со своим Уставом. Настоятель монастыря архиепископ Иосиф (Петровых) стал председателем этого общества. В состав общества вошло 13 проповедников «из священников и братии монастыря». То есть значительная часть бывших служителей монастыря вошла в это общество, а не была изгнана. Служба продолжалась в храмах монастыря практически до конца 1928 года. До того момента, когда «Президиум Ярославского губернского исполнительного комитета постановил расторгнуть договор с религиозной общиной Иаковлевского монастыря и закрыть храмы» в интересах детского дома, подробно объяснив причину закрытия и предложив общине верующих «отправлять свои религиозные потребности в окружающих храмах, как в самом городе, так и в находящихся поблизости сельских молитвенных зданиях».
Как мне представляется, информация, приведенная в монографии В.И. Вахриной говорит и о том, что закрытие монастыря и службы в нем было сделано без какого либо надругательства над верующими и служителями церкви в соответствии с законами народной власти. В книге В.И. Вахриной приведены очень важные, на мой взгляд, объективные, достаточно подробные сведения о взаимоотношениях монастыря с органами советской власти в первые послереволюционные годы. И особенно принципиально важны сведения об официальной передаче представителям советской власти драгоценностей монастыря. Эта передача была оформлена строгими актами, подписанными и представителями монастырской общины, и представителями советской власти города.
Надо признать: конфискация драгоценностей Яковлевского монастыря, как и других богатых монастырей, сыграла наиважнейшую роль в том, что после анархии в стране, наступившей после свержения царя Февральской революцией, после поражения в империалистической войне, большевики, твердо взявшие власть в свои руки, предотвратили полное крушение огромного государства и в конце концов превратили погибающую тогда Россию в могучую Советскую Россию — Союз советских социалистических республик.
К сожалению, значительная часть церковнослужителей того времени не поняла этой великой миссии Октябрьской революции и не стремилась к взаимопониманию с новой властью. В отличие от значительной части ее паствы. Отсюда и начались все беды церковников.
Рассказывая о своей жизни, о тех событиях, в которых был участником или их свидетелем, я высказываю свое мнение о книгах и публицистике, посвященных этим событиям.
Моя позиция сформировалась в результате наблюдения окружающего на протяжении всей своей жизни. Жизни до войны, в годы войны, включая собственное непосредственное участие в боях с оружием в руках, и после войны. От этого процесса неотделимы раздумья о Великой Отечественной войне, в том числе и исследованиями последнего времени. Позиция моя и оценки рассматриваемых событий часто не совпадает и с оценками маститых наших историков прошлого, таких как В.А. Жилин, А.М. Самсонов и их последователей. Не говоря уже о многих официальных оценках наших предвоенных и военных событий, настойчиво внедряемых официальными СМИ в годы пресловутой перестройки под нажимом таких авторов, как Д. Волкогонов, А. Яковлев, Рой Медведев, Г. Попов, Б. Соколов, А.Н. и Л.А. Мерцаловы, В. Войнович, Б. Сарнов, Л. Млечин и многих подобных, которых в печати, по недоразумению, тоже называют историками.