«Если позволить инородцу из черни долго болтать, затыкать его придётся кляпом», — только зависимое положение не допускало резко возразить, Савинков мягко осведомился:
— Почему, друг Ежов?
— Всё из-за религии, — вздёрнул подбородок журналист.
— Религия — вздор! — Воглев говорил с набитым ртом и оттого невнятно.
Савинков непроизвольно поморщился. Он не отдавал себе отчёта, от увиденного или от услышанного.
— На мой взгляд, вздор — считать, что она вздор, — не стал он сдерживать возмущения. — А почему вы составили такое мнение, позвольте узнать?
— Религия выродилась в сборник суеверий и несусветную чушь… как она может влиять? — ответил с небольшой запинкой Воглев.
— Любопытно-любопытно, — графиня опустила подбородок на руку.
— А я, как православный атеист скажу, что всё-таки влияет, — ринулся в бой Ежов. — И влияет несомненно. Православных вера в Бога отвлекает от веры в себя. У протестантов вера в себя не дозволяет уповать всецело лишь только на могущество Всевышнего. Поэтому русский Иван сидит на печи и ждёт, когда с неба повалятся калачи, а работящий Джон Булль без устали ищет возможность, куда бы приложить руки, и, что характерно, находит. То же с нашими либералами. Привыкли на диване бороться за права рабочих.
— Не все такие, камрад, — сдержанно указал Савинков. — Есть люди, которые делают дело…
— Ага, и где ты оказался? В медвежьем углу с такими же прекраснодушными. Остальные сражаются в Санкт-Петербурге с газеткой на кушетке. Всех активных власть не менее активно выметает за порог цивилизации. Потому что велика структура, а дура, — журналист помотал головой, вытряс из закоулков потаённые мысли, собрал их в кучку и раздвинул губы в саркастическую улыбочку. — Таков славянский национальный характер. Француз заводит собаку из эстетических соображений, немец из практических и только русский, чтобы почувствовать себя барином.
— Как человек, выросший в Варшаве и порядком живший в Германии и Франции, могу сказать, что русские ничем не лучше и не хуже других народов, — не идя на конфликт, возразил Савинков. — Русские не обладают исключительностью ни в чём.
— А я считаю, есть национальный характер, таковы мои соображения. Имею право сметь? — журналист сжал физиономию в кулачок. — Своё суждение иметь!
— Твои соображения лучше всего говорят о твоих предубеждениях, основанных на заблуждениях, друг Ежов, — мягко укорил Савинков.
— Ты не знаешь народа-богоносца, хоть и отирался бок о бок с ним в волчьих краях. Он тёмен, дик и желает плётки, да водки, — желчно ответил Ежов. — До настоящей цивилизации как до Луны. Не так, а, друг Антон?
— Отсталая страна — корягой пашут, ногтем жнут, — пробубнил Воглев. — Нет в ней технического прогресса.
«Какое вздорное суждение!» — подумал Савинков, однако деликатно опустил взор на тарелку и сосчитал до десяти, тогда как Ежов был самого высокого о себе мнения. Он продолжал метать ядовитые стрелы и договорился до того, что подытожил:
— Во всём виноват царь, и он должен уйти.
«Вульф сделался странен, — подумал Савинков. — Как будто обеспокоен чем-то или разозлён, вот и мечется».
— Государь император наделён полнотой власти сверх необходимого, — он попытался сгладить ситуацию. — Принятие Конституции должно ограничить самодержца в пределах разумной достаточности, но речи не может идти о свержении…
— Должен уйти сам. Отречься. Обязан, — стал рубить, как по плахе, журналист, взгляд его остановился.
Воглев громко засопел.