Кроме них есть десяток, которые говорят:
-- Нет песьеглавцев. Выдумка.
У этих рассказчиков - нет эмоциональной реакции слушателей. Нет главного, ради чего стоит рассказывать, стоит слушать. Они - не интересны никому. Никому, кроме тех немногих, кто реально собирается пройти их путём, кому нужна не "правда" (которую - "все знают"), но истина (от которой зависит собственное выживание). Это - дальние купцы, предводители воинских отрядов, государи. Элита. Точнее - малая её часть.
-- Намордники грузить?
-- Не надо. Песьеглавцы - выдумка. Лучше - бочку сала.
Беда в том, что этот путь распространения знаний - через реально заинтересованную в истине часть элиты - мне закрыт: конфликт интересов. Я бы их всех... "видел в гробу, в белых тапочках".
Хотя, конечно, бывают отдельные приличные люди.
Передаётся не информация, а эмоции, которые она вызывает.
-- Сколько было разбойников против Ильи Муромца? Двадцать или сорок?
-- А это важно? Главное - много. Пусть - сорок. Тысяч.
Здесь нет целенаправленного вранья. Да и вообще - число никого не интересует. Важно чувство. Которое этим числом вызывается.
-- На Куликовом поле было шестьсот тысяч татарского войска. Так - в летописи написано!
-- Врут! Там столько места нету!
-- Есть! "Ой ты степь широкая, степь раздольна-а-а-я...".
Наконец, стилистика. Разная в разных жанрах. Былины с их зачинами и повторами - одно, жития - другое. Сказки волшебные. Сказки бытовые. С обязательной неожиданностью, загадкой и разгадкой. Обязательно - со счастливым концом.
"Стали жить-поживать да добра наживать".
Частушки и их обязательный парадокс, выверт ожидаемого.
"Я иду мимо плетня
Собаки лают на меня..."
Чего уж проще? Абсолютно нормальная повседневная и повсеместная ситуация. "Все так живут". И вдруг...
"Чего, собаки, лаете?
Ведь вы меня не знаете".