Ленинизм, как известно, — это марксизм эпохи пролетарских революций, эпохи диктатуры пролетариата. Эта эпоха открывается победой диктатуры пролетариата в одной стране и продолжается до полного уничтожения классов в мировом масштабе. Ленинизм поэтому — не исторический памятник, а острейшее оружие в классовой борьбе, которую ведет всемирный рабочий класс, возглавляемый коммунистическими партиями.
Главное в ленинском подходе к общественным явлениям и процессам — органическое единство научной объективности и принципиальной оценки их с позиции рабочего класса. Овладение принципом классового подхода к анализу общественных явлений требует, прежде всего, обращения к ленинскому идейному наследию.
Предлагаемый сборник имеет своей целью показать, как В.И. Ленин использовал принцип классового подхода к анализу общественных явлений, какую роль он придавал этому принципу и какое значение указанный принцип имеет для понимания развития общественных явлений, для борьбы за создание, укрепление и развитие социалистического строя, для успеха в перерастании социализма в полный коммунизм, помочь последовательному использованию этого принципа в общественно-политической жизни.
Составитель стремился дать сводку высказываний В.И. Ленина, в которых классовый подход к анализу общественных явлений выражается наиболее ярко. Материал располагается в хронологическом порядке, в соответствии с периодизацией, принятой при издании Полного собрания сочинений В.И. Ленина. Выдержки из писем даются после выдержек из основных работ в хронологических рамках очередного тома Полного собрания сочинений В.И. Ленина. Такое построение имеет целью продемонстрировать последовательность, с какой В.И. Ленин держался принципа классового подхода при решении научных, политических и практических проблем, показать развитие В.И. Лениным этого принципа в ходе борьбы за создание и укрепление партии большевиков, за победу социалистической революции и становление социалистического строя.
Сборник рассчитан на массового читателя, стремящегося к сознательному участию в общественной жизни, в борьбе за совершение социалистической революции, за укрепление и развитие социализма, за всемерное использование преимуществ социалистического общественного строя и перерастание его в полный коммунизм. Он будет полезен ученым и преподавателямобществоведам, политическим деятелям и профсоюзным работникам, пропагандистам и слушателям системы политического и идеологического образования, рабочим, стремящимся к сознательной борьбе за интересы своего класса, и интеллигентам, претендующим на роль идеологов. Он поможет каждому, кто хочет иметь самое современное, самое передовое мировоззрение.
Большую помощь в издании сборника оказал Сергей Михайлович Шульженко.
Ленинизм — это марксизм эпохи пролетарских революций, эпохи диктатуры пролетариата. Эта эпоха началась установлением диктатуры пролетариата в России и завершится лишь с полным уничтожением классов в мировом масштабе.
Уничтожение классов, подчеркивал В.И. Ленин, — дело очень долгое. Он писал, что «для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда» . К настоящему времени в одних странах рабочий класс уже завоевал политическое господство и построил социализм. Перед ним стоят задачи ликвидации различий между городом и деревней, людьми физического и умственного труда. В других странах еще только идет социалистическое строительство. В третьих, и пока они составляют большинство, рабочий класс еще только борется за установление или восстановление своей власти. Наконец, в четвертых он только нарождается и не освободился еще от феодальных и неоколониальных пут, он еще не встал на путь пролетарской революции и решает пока лишь задачи буржуазной революции. Таким образом, для всех отрядов рабочего движения ленинизм — это не исторический памятник, а тот светоч, который освещает им путь настоящей и будущей борьбы, ленинизм — это острейшее оружие в сегодняшней классовой борьбе, которую ведет всемирный рабочий класс, возглавляемый коммунистическими партиями.
В Тезисах Центрального Комитета КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» подчеркивалось, что «главное в ленинском подходе к общественным явлениям и процессам — органическое единство научной объективности и принципиальной оценки их с позиций рабочего класса» . Овладеть ленинским подходом к общественным явлениям и процессам нельзя, не научившись их классовому анализу. Глубокое овладение этим методом требует прежде всего обращения к ленинскому идейному наследию.
Предлагаемый сборник имеет своей целью показать, как В.И. Ленин использовал принцип классового подхода к анализу общественных явлений, какую роль он отводил этому принципу и какое значение указанный принцип имеет для понимания развития общественных явлений, для борьбы за создание, возрождение, укрепление и развитие социалистического строя, за полное использование его преимуществ, для успехов в строительстве бесклассового коммунистического общества, помочь последовательному использованию этого принципа в общественно-политической жизни.
В сборник включены выдержки из произведений, статей, писем В.И. Ленина, в которых выявляется методологическое значение принципа классового подхода к анализу общественных явлений, раскрывается содержание этого принципа применительно к тем или иным конкретно-историческим обстоятельствам, дается критика неклассовости и надклассовости и наиболее ярко проявляет себя подход с позиций рабочего класса. Материал располагается в хронологическом порядке, что позволяет продемонстрировать последовательность и неуклонность, с какой В.И. Ленин держался принципа классового подхода при решении научных, политических и практических проблем, показать развитие В.И. Лениным этого принципа в ходе борьбы за создание и укрепление партии большевиков, за победу социалистической революции и становление социалистического строя, на опыте истории раскрыть величайшее значение этого принципа и недопустимость отказа от него до тех пор, пока еще не полностью уничтожены классы.
Становление социал-демократии в конце XIX — начале XX века в России происходило в острейшей борьбе с народниками. Как идеологи мелкой буржуазии, занимающей промежуточное положение между буржуазией и пролетариатом, народники не видели классовых противоположностей, не замечали классового расслоения общества, стремились всячески замазать, затушевать, прикрыть средними цифрами классовые различия. Против народников и выступил прежде всего В.И. Ленин. В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социалдемократов» он писал: «теории этих идеологов мещанства, когда они выступают в качестве представителей интересов трудящихся, прямо реакционны. Они замазывают антагонизм современных русских общественно-экономических отношений, рассуждая так, как будто бы делу можно помочь общими, на всех рассчитанными мероприятиями по «подъему», «улучшению» и т.д.» .
Борьбу с народниками вели и легальные марксисты, как, например, Петр Струве. Но в этой борьбе они не стояли на позициях рабочего класса, пытались играть роль объективистов, которые, говоря о необходимости данного исторического процесса, не дают ему никакой классовой оценки. Объясняя порочность такой точки зрения, В.И. Ленин писал: «Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о «непреодолимых исторических тенденциях»; материалист говорит о том классе, который «заведует» данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественноэкономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость. В данном случае, например, материалист не удовлетворился бы констатированием «непреодолимых исторических тенденций», а указал бы на существование известных классов, определяющих содержание данных порядков и исключающих возможность выхода вне выступления самих производителей. С другой стороны, материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» . В.И. Ленин подчеркивал, что марксисты обязаны сопоставлять развитие событий с интересами определенных классов и иных общественных элементов и те или иные общественные идеи формулировать как требования или пожелания известных классов, а именно тех, которые в их осуществлении объективно заинтересованы. В этом суть классового подхода к анализу общественных явлений, который В.И. Ленин отстаивал и проводил в течение всей своей жизни, рассматривая все явления и решая все вопросы с позиций передового класса нашей эпохи — рабочего класса, став идеологом и вождем рабочего класса, отдав борьбе за дело рабочего класса все свои силы.
Рабочему классу для борьбы за свои интересы нужна организация авангарда — политическая партия, и В.И. Ленин стал основателем и руководителем Российской социал-демократической рабочей партии — РСДРП. В работе «Проект и объяснение программы социал-демократической партии» В.И. Ленин поставил задачу «примкнуть к движению рабочих, внести в него свет, помочь рабочим в борьбе, которую они уже сами начали вести. Задача партии защищать интересы рабочих и представлять интересы всего рабочего движения» . С классовых позиций В.И. Ленин объяснял необходимость самостоятельной партии рабочего класса, недопустимость размывания ее классовых основ, ибо «слияние демократической деятельности рабочего класса с демократизмом остальных классов и групп ослабило бы силу демократического движения, ослабило бы политическую борьбу, сделало бы ее менее решительной, менее последовательной, более способной на компромиссы» .
Партия не сможет играть роль авангарда рабочего класса, если ее будут разъедать оппортунизм и ревизионизм, совлекающие рабочий класс с пути, на котором он может одержать победу. Бороться за создание партии рабочего класса — значит беспощадно бороться против оппортунизма и ревизионизма и развивать теорию, действительно являющуюся выражением интересов рабочего класса. «Крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет всех социалистов, из которой они почерпают все свои убеждения, которую они применяют к своим приемам борьбы и способам деятельности; защищать такую теорию, которую по своему крайнему разумению считаешь истинной, от неосновательных нападений и от попыток ухудшить ее — вовсе еще не значит быть врагом всякой критики» .
Ведя борьбу с ревизионистской бернштейниадой, В.И. Ленин, как того требует классовый подход, выяснял социальные корни ревизионизма в социалдемократии, показывал, что выгодные буржуазии ревизионистские поправки к марксизму особенно легко возникают и распространяются в среде буржуазной интеллигенции, из которой социал-демократия вынуждена рекрутировать часть своих членов. Он писал: «Переходное, неустойчивое, противоречивое положение рассматриваемого общественного слоя отражается в том, что среди него особенно широко распространяются те половинчатые, эклектические воззрения, та мешанина противоположных принципов и точек зрения, то стремление подниматься на словах в превыспренние области и затушевывать фразами конфликты исторических групп населения, — которые так беспощадно бичевал своими сарказмами Маркс полвека тому назад» . В любой социал-демократической партии, как показал В.И. Ленин позже, имеется пролетарски-революционное ядро и интеллигентски-оппортунистическое крыло, борьба между которыми отражает борьбу рабочего класса и буржуазии, но уже внутри рабочего движения.
Борьба рабочего класса за свои конечные цели может быть успешной лишь при том условии, что в его партии будет достигнуто прочное идейное объединение на единственно приемлемой для рабочего класса основе — на основе научного социализма. Это следует из того, что «социал-демократия есть соединение социализма с рабочим движением, ее задача — не пассивное служение рабочему движению на каждой его отдельной стадии, а представительство интересов всего движения в целом, указание этому движению его конечной цели, его политических задач, охрана его политической и идейной самостоятельности» . Для того чтобы партия могла охранять политическую и идейную самостоятельность рабочего класса, необходимо решительно и определенно размежевываться со сторонниками тех идейных течений, которые чужды рабочему классу и отражают положение и интересы мелкобуржуазных попутчиков рабочего класса. При этом, как подчеркивал В.И. Ленин, «для того, чтобы полемика не осталась бесплодной, чтобы она не выродилась в личное состязание, чтобы она не повела к путанице взглядов, к смешению врагов и товарищей, для этого безусловно необходимо, чтобы в эту полемику внесен был вопрос о программе. Полемика только в этом случае принесет пользу, если она выяснит, в чем собственно состоят разногласия, насколько они глубоки, есть ли это разногласия по существу или разногласия в частных вопросах, мешают ли эти разногласия совместной работе в рядах одной партии или нет. Только внесение в полемику вопроса о программе может дать ответ на все эти, настоятельно требующие ответа вопросы» .
Программа РСДРП, которая была подготовлена редакцией «Искры» и «Зари», удовлетворяла предъявляемым к программе партии рабочего класса требованиям. Положения, содержащиеся в ней, служили не тому, чтобы прикрывать противоположность взглядов, а тому, чтобы отделять друзей рабочего класса от его врагов. Главным пунктом программы был внесенный по настоянию В.И. Ленина пункт о диктатуре пролетариата. Таким образом, программа была прямо направлена против Бернштейна и бернштейнианцев, пытавшихся превратить социал-демократию из партии социальной революции в партию социальных реформ. Бернштейном «объявлялось несостоятельным самое понятие о «конечной цели» и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства и т.д.» .
Та непримиримость, с которой В.И. Ленин вел теоретическую полемику, та тщательность, с которой В.И. Ленин работал над проектом программы партии, объяснялись ясным сознанием того, что «вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» . В «Замечаниях на второй проект программы Плеханова» В.И. Ленин писал: «мы всех приглашаем (и заставляем) покинуть их точку зрения и встать на нашу, а не наоборот, не покидаем своей точки зрения, не сливаем своей классовой борьбы со всякими переметными сумами» . В «Дополнительных замечаниях на комиссионный проект программы» В.И. Ленин подчеркивал: «Обязательно сначала отгородить себя от всех, выделить один только, единственно и исключительно , пролетариат, — а потом уже заявлять, что пролетариат всех освободит, всех зовет, всех приглашает. Я согласен на это «потом», но я требую раньше этого «сначала»!»4. Разъясняя аграрную программу русской социал-демократии, В.И. Ленин призывал «стоять на неуклонно классовой точке зрения, не поступаться ни в чем точкой зрения пролетариата в пользу интересов мелкой буржуазии, а, наоборот, требовать, чтобы мелкий кре-