- Это необходимо, так как никогда не знаешь, сколько времени здесь проведешь, - сказала прабабушка, перехватив удивленный взгляд Веры. - В коридоре есть туалет, там все нужные предметы гигиены. А теперь смотри, - Вера Никитична села в кресло и взяла в руки пульт с несколькими кнопками.
Она нажала левую крайнюю кнопку, и на стене напротив молочно-матово засветился прямоугольник.
- Что это? - спросила Вера.
- Компьютер известен человечеству несколько десятилетий, а мы пользуемся персональными мелгами с момента начала работы лерон на Земле. Это мелг, - указала на экран прабабушка, - здесь у тебя простейшая программа. Ты раз в неделю просматриваешь все новое, что появилось за семь дней в области искусства в Европе. Для общего развития можешь посмотреть новинки в любой отрасли, но это не обязательно. А вот о новинках в искусстве на других континентах ты должна знать - это твоя профессиональная обязанность. Значит, ты просматриваешь новинки в своем рабочем регионе.
Вера Никитична нажала вторую кнопку слева, на экране высветилось меню, в нем перечислялись основные направления в искусстве.
- Вот, например, посмотрим кино, - на экране высветились жанры кинематографа, - дальше нас, к примеру, интересует боевик. За истекшую неделю на-гора выдано три сериала и один полнометражный фильм. Два сериала в России, один в Италии, фильм - Испания. Вот садишься и смотришь. Твоя задача определить, насколько талант режиссеров, актеров, других создателей фильма, если талант вообще здесь присутствует, претерпел изменения: прогрессирует он или регрессирует. Для этого нет необходимости смотреть сто серий. Мелг сделает тебе рабочую копию на тридцать минут, иногда и это много, ты увидишь суть и наилучшие моменты. Делаешь пометку - свое мнение по поводу увиденного. Все три лерон раз в месяц собираются на совет и решают, кто нуждается в подпитке таланта энергией, кому это не нужно - ему своей энергии достаточно, а у кого талант или, вернее, то, что от него осталось, нужно забрать, оздоровить его и передать другому человеку. В общем, у тебя самая простая работа, учитывая, что девочек этому учат с пяти лет, то в твоем возрасте нет никаких проблем с оценкой качества.
- А как же понимать иностранные языки?
- Вот здесь есть кнопочка-переводчик, но обычно, когда лерон переходит на второй уровень, она уже владеет всеми нужными ей языками. Переход на второй уровень обычно происходит, когда младшая лерон подготовит свою дочь для работы на первом уровне. Значит, девушка в семнадцать лет начинает работать самостоятельно, если, допустим, в двадцать лет она родит, то в тридцать семь перейдет на второй уровень, где-то около шестидесяти - на третий и около восьмидесяти она становится эсса - то есть мудрая в превосходной степени. К ста годам лерон выполнила свою миссию и умирает. Лерон второго уровня работает с талантом непосредственно. Она содержит эти сгустки разумной энергии в специальном банке, пока они бесхозные, подпитывает их, ухаживает за ними. Иногда смешивает в небольших дозах, это уже творчество. У лерон третьего уровня очень ответственная обязанность. Она находит подходящего хозяина для того или иного таланта. Здесь очень важно не допустить ошибки, но ошибки, к сожалению, бывают часто. А вот эсса распоряжается только тем талантом, который появляется раз в пятьсот-семьсот лет. Ну что, поняла в общих чертах нашу задачу?
- Поняла, - сказала Вера, - но я боюсь, что не справлюсь.
- А ты не бойся - я ведь рядом. И пока тебя до нужного мастерства не доведу, одну не оставлю. Но нам нужно торопиться. Если в новогоднюю ночь на стыке тысячелетий у тебя родится девочка, то она в семнадцать своих лет сможет заменить меня. Ты подучишься немного и займешь сразу второй уровень, ты ведь тоже очень сильная, потому что тебя родила сития, то есть Любка-пьяница. Ну, все, Верочка, на сегодня хватит. Завтра попробуешь сама поработать.
Обе Веры вышли из летней кухни и увидели, что в их дворе сидят две соседки и дядя Тихон.
- Мы вот ждем вас, Вера Никитична, - сказал дядя Тихон.
- А что случилось? - спросила хозяйка.
- Да Люба ваша с Федькой Ушастиком какой-то паленки налакались да и... Ну, их в кустах у речки нашли. Умерли они, вот и все, - решительно закончил Тихон.
Соседки подошли к хозяйке.
- Вера Никитична, ты не очень-то убивайся, - сказала пожилая женщина. - Оно, конечно, своя кровь и все такое, но толку бы с нее не было все равно. Это не Наденька. С Надюшкой мы дружили. Она жалостливая была и тихая. А Любка... да Господь с ней, пусть примет, какая есть. А эта девонька к вам в гости приехала?
- Нет, навсегда, - хозяйка выглядела спокойной, но только побледнела и сжала губы.
- Мы тебе поможем, Вера, - сказала другая соседка, глубокая старуха. - Привезут их с больницы, мы придем и все сделаем.
- Спасибо, Поля, ты и твоя мамаша всегда были к нам добры, - ответила Вера Никитична.
- Да чего там, - сказала старуха, - через забор живем. И бабки наши товарками были, и матери. Ты хоть и старше меня, да, видно, праведница великая. Вона, лет семьдесят скинула и хоть бы что. Это чудо, на которое ни батюшка, ни наука ответа не знает.
- Мы пойдем, - сказал дядя Тихон, - а вы позовите, когда надо будет.
- Спасибо, - Вера Никитична закрыла за ними калитку. - Идем в дом, Верочка.
Она не плакала, ничего не говоря, начала готовить одежду для Любы. Вера ушла в свою комнату.
- Знаешь, Вера, так для нее лучше, - сказала прабабушка уже вечером, когда позвала Веру ужинать.
Они молча поели, а потом Вера Никитична тихо начала говорить:
- Мы живем на этом месте уже больше тысячи лет. Все меняется вокруг. Скоро снесут нашу избушку, но если на этом месте построят жилой дом, не будет спокойной жизни жильцам, потому что здесь зарыт прах ребенка. Это самое страшное, что может быть: неиспользованная жизненная энергия, требующая реализации. Нельзя строить здания на могилах.
- Бабушка, - спросила Вера, - а вот как же вы все жили? Ну, все Веры, Надежды, Любови? Вот хоть вы, муж ваш погиб, вы с ребенком остались, а как же жить? На что? И потом обряды всякие, чтобы не выделяться...