- Ужас, ужас, - затарахтела Лида. - Ты где была все это время?
- Спала, - ответила Вера.
Лида ожидала, когда Вера задаст вопрос: "Что же случилось?", но Вера молчала. Лида не выдержала.
- Пока ты тут спала, там Колька удавился.
Вера ощутила незнакомое ощущение, оно состояло как бы из двух противоположных чувств: страха и радости.
- Ну, не специально, конечно, - продолжала Лида. - Мальчишки где-то взяли веревку и хотели сделать качели. Колька залез на дерево, стал делать петлю, как-то запутался в ней и повис. Висел он высоко, мальчишки испугались, побежали звать на помощь, а когда взрослые прибежали, он уже умер.
Приехала милиция. Милиционеры опросили детей, которые были около дерева, когда произошел несчастный случай. Колю увезли.
Через день были его похороны. Директор, учителя, воспитатели говорили о нем хорошие слова.
- Вера, - сказала воспитательница, - скажи что-нибудь о Коле. Ты умная девочка, скажи несколько слов.
Вера подошла к гробу, глянула в желтое застывшее лицо и в наступившей тишине сказала:
- Коля был плохим мальчиком.
Вздох удивления, осуждения прошел по рядам учителей и персонала интерната.
- Вера, что ты говоришь? - скорбно сказала воспитательница. - Разве можно плохо говорить об умершем?
- Всегда надо говорить правду или не говорить ничего, - ответила одиннадцатилетняя девочка поучительным тоном. - Коля был плохим мальчиком и из него вырос бы плохой, опасный человек. Я рада, что он умер сейчас, не успев принести много зла людям.
Все молчали. Взрослые и дети были поражены словами Веры.
Второй случай произошел через полтора года. В их интернат сразу после института пришла молодая учительница русского языка и литературы. Она модно одевалась и модно причесывалась, умело пользовалась косметикой. Почти все девочки влюбились в нее. Вере она тоже сразу понравилась. Шестой класс изучал Гоголя "Тарас Бульба", и учительница дала задание детям написать рефераты. Вере досталась тема "Обзор творчества Н.В.Гоголя". Вера добросовестно просидела неделю в библиотеке и написала хороший реферат. Учительница собрала работы, а на следующем уроке литературы объявила оценки. Вере она поставила тройку.
- Почему? - удивилась Вера.
- Не помню, почему, - ответила учительница. - Тройка и все. Или ты что-то имеешь?
- Имею, - ответила Вера, пристально на нее глядя. - Может, я и заслужила только тройку, но я хочу знать почему.
Учительница недовольно открыла шкаф, нашла реферат Веры, перелистала его и сказала:
- Здесь есть одна принципиальная ошибка. Ты утверждаешь, что какой-то, - она заглянула в реферат, - Квитка-Основьяненко, язык можно сломать, написал "Ревизора" раньше Гоголя, а Гоголь украл у него сюжет. Хотя всем известно, что сюжет комедии Николаю Васильевичу подарил Пушкин.
- Я прочла об этом в книге историка литературы Билецкого. Квитка-Основьяненко - знаменитый украинский писатель, Леся Украинка принадлежит к семейству Квиток. Он действительно написал пьесу, по сюжету очень похожую на комедию "Ревизор", и читал ее в своем поместье. Я не говорю, что Гоголь украл сюжет, но он ему стал известен. Гоголь чуть-чуть раньше, чем Квитка-Основьяненко опубликовал своего "Ревизора". Как утверждает Билецкий, "Ревизор" превосходит пьесу Квитки в художественном отношении. Я просто констатировала малоизвестный факт. За что же тройка?
- А чтоб не выделывалась, - зло ответила учительница.
Второй раз учительница обидела Веру на уроке русского языка. Это было третьего мая, как раз после праздников. Учительница, видимо, повеселилась на славу и никак не могла прийти в себя. Она сидела за столом, поддерживая двумя руками тяжелую голову, и вести урок явно не хотела.
- Дети, откройте любую книгу из кабинетной библиотеки, возьмите любой небольшой отрывок и разберите его по членам предложения.
Дети вскочили с мест, стали хватать книжки из шкафа, шумели, учительница закрыла глаза. Наконец, все расселись на свои места. Еще минут десять дети менялись книжками, шуршали страницами, потом преступили к работе. За двадцать минут до конца урока учительница открыла мутные глаза и сказала:
- Заканчивайте.
- Наталья Сергеевна, - Лида подняла руку. - А "мертвец" существительное одушевленное или неодушевленное? - спросила она.
- Боже мой, какой мертвец? Что ты там нашла?
- Ну, "тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца", - пробарабанила Лида.
- Если он мертвец, то значит неодушевленное. Он же не живой, - учительнице не хотелось говорить.
- Значит, "что? - мертвец"? - спросила Лида.
- "Что? - мертвец", - утвердительно ответила Наталья Сергеевна. - Ты, Кузяева, вечно какую-нибудь ерунду выберешь.
- Нет, Лида, - сказала Вера негромко, но услышали ее все: - Слово "мертвец" отвечает на вопрос "кто?" Это одушевленное существительное, и душа у него есть.
- Ты что, Долгунцова, совсем уже? - Наталья Сергеевна встала со стула. - У кого есть душа? У трупа?
- У трупа нет души, - ответила Вера. - Имя существительное "труп" отвечает на вопрос "что?" и является неодушевленным, потому что труп и мертвец это не одно и то же.
- Как это не одно? - учительница начинала злиться.