Татьяна Прудникова
Сказки на ночь для взрослого сына. Рассказы
Вступительное слово
В начале была сказка. Сказка на ночь для маленького сына. По его настоянию всегда одна и та же. Сын вырос, а сказку забыли. Но так не бывает, чтобы человек с искрой божьей перестал творить.
Татьяна Прудникова не ставила перед собой цели стать писателем. Эти рассказы были написаны для уже повзрослевшего сына. Они не вымысел, не творческая фантазия автора, они позаимствованы у самой жизни, ее герои ходили по этой грешной земле, они похожи на нас, а мы на них.
Тонко, интеллигентно автор ведет нас от одной истории к другой, виртуозно и не навязчиво вовлекает в повествование, и мы не можем оторваться, читая о том, как однажды выпущенная из рук мечта покружит по миру и снова возвращается к тебе же, потому как это именно твоя мечта («Бабушкин пятиалтынник»).
Или как в 1947 году достать в США пенициллин и привезти его в СССР для простого ребенка (…Он все-таки разобрался в английской инструкции и понял, что малыш… получил дозу пенициллина, достаточную для излечения мамонта, заболевшего пневмонией… мальчик выжил, он поправился. «Доктор Флакс»),
И надо обладать незаурядным талантом, чтобы вот так просто выдернуть из реки времени частицу чьего-то бытия, собрать воедино, облечь в слова, а потом разбросать по сторонам или снова пустить в плавание от начала прошлого века и до наших дней («Единственные дни»).
А безысходность от любви? (…Она уже в который раз бросилась спасать любимого. Совестила, объясняла, скандалила, уходила, возвращалась, терпела, просила помощи у бабок-ворожей и экстрасенсов. Все повторилось… Алкоголик, конечно, но муж, как-никак… «Пролюбовь, семейное счастье и кошку Катьку»),
Все как на ладони, без надрыва и натуги, реальная констатация – так было, так есть, но будет пусть только хорошее. Именно мастерство подачи материала, а также прекрасный литературный слог и делают рассказы Татьяны Прудниковой феноменальными.
Оксана Бурлука,
издатель, член Союза журналистов
1. Сказки на ночь для взрослого сына
С них, в общем-то, все и началось…
«Сам понимаешь, сын:
сидеть у твоей кровати и рассказывать сказки
мне теперь уж совсем не с руки…
А так – может, и почитаешь на сон грядущий…»
Доктор Флакс
(советский святочный рассказ)
…В какой бы дом я ни вошел, я войду для пользы больного…
На пожелтевшей, покрытой трещинами фотографии трудно различим кудрявый мальчик лет четырех-пяти в бархатной блузе с белым кружевным воротником, сидящий вполоборота на коленях у матери. Мальчик прижался щекой к материнской груди и не хочет смотреть на птичку, а мать – и строга, и добра, и весела одновременно. На обороте – размашистая выцветшая надпись; из нескольких строчек прочитывалось только: «…канун Рождества». Далее указан год: то ли 1885-й, то ли 1886-й – разобрать невозможно.
Доктор Флакс с удивлением обнаружил старый снимок в «Вестнике ушных, горловых и носовых болезней» за январь 1916 года: интересно, чья заботливая рука положила его туда и тем самым сохранила?
Доктор пристроил на нос очки и вгляделся в обнаруженное им фото, словно желая убедиться в его подлинности.
Хотя, пожалуй, нет. Не подлинность фотографии занимала его. Он как будто искал неопровержимые доказательства тому, что красивый ребенок в кружевах – он сам; и к нему, доктору Флаксу, имеет отношение жизнь этого мальчика. Давняя, выцветшая и потрескавшаяся жизнь, в которой у него есть мама, отец, братья, вся их большая семья и город Санкт-Петербург. В той забытой жизни остались гимназия, обучение в университете, практика в уездном городке Спасске. Уезжая в Москву, он думал: года на два-три, оказалось – навсегда.
Почему же он сам не поехал тогда за родителями? Почему?
Когда мама и отец остались в Ленинграде совсем одни, он звал их к себе; он писал матери, что поможет им обустроиться в столице. Что она ответила ему? Не вспомнить…
Работа не отпускала: пациенты и круговерть всякая…
А потом… Ну да, ну да…
Недавно он узнал, что Смоленское кладбище, где похоронены родители и почти вся их питерская родня, закрыто для захоронений. Будут ли его куда-нибудь переносить – неизвестно. И сохранились ли родные могилы после блокады и бомбежки?
Ни людей, ни их могил, ни того города…
Ни той страны…
Только старый доктор Флакс в подтверждение того, что это не вымысел.
Но кто же слякотным промозглым осенним вечером поверит в реальность солнечного весеннего утра?
Старый доктор Флакс редко вспоминал прежнее.
Он стал лекарем, чтобы лечить людей – и взрослых, и детей. Он и лечил их каждый день, вне зависимости от собственного самочувствия, погоды или исторического момента. Занялась русско-японская война, накрыли народные волнения и царский манифест, потом Россия вступила в мировую войну, которую теперь называют империалистической; отрекся от престола царь Николай, пришло и ушло Временное правительство, случились большевики, началась и закончилась гражданская война, а доктор Флакс лечил больных. Коклюш, корь и ветрянка, скарлатина и дифтерит, сифилис и туберкулез, инфлюэнца, потом тиф, потом холера… Ранения огнестрельные, колото-резаные… Дистрофия… И опять же коклюш, скарлатина и дифтерит, грипп, корь и ветрянка…
Социализм решительно отстраивался, и вот уже на месте царской империи – СССР, страна, успешно победившая нэпманов и кулаков. Болезни, правда, новым властям победить окончательно не удалось из-за неосуществимости ликвидации населения в целом.
Изрядно постаревший доктор Флакс все ходил по вызовам и лечил больных: в основном советских людей, иногда – и не вполне советских. Болезни не делали различий – не делал различий и доктор Флакс. Сама собой у него появилась жена, потом незаметно родились и выросли дети. Дети завели семьи и подарили доктору Флаксу внуков.
Чудом избежав посадки в 37-м году, доктор Флакс не попал под мобилизацию в 41-м – он уже успел разменять свой седьмой десяток. Врачей в Москве катастрофически не хватало, и доктор Флакс, несмотря на преклонный возраст, работал, работал и работал.
Он практиковал и после окончания войны: по Москве ходили легенды о старом земском враче, который всегда может поставить правильный диагноз и вылечить любого больного. При этом упор делался именно на слове «земский», будто на гарантии и чудесной силы целителя, и истинности рассказов о нем.
С пользой ли, или при отсутствии оной, но его жизнь близилась к завершению: ему ли не знать о естественном ходе вещей?
Сейчас даже родная мама, будь она еще жива, узнала бы его не сразу.
Высокий худощавый брюнет в молодости, доктор Флакс с годами превратился в большого лысого старика с огромными, поросшими седыми волосами ушами, которые, вместе с крупным длинным носом, делали его нестерпимо похожим на древних мамонтов, какими их изображают в книжках про жизнь первобытного человека.