– Ну как? – интересуется Сашка. – Дед кнута не дал?
– Не, – отвечаю я. – Он ничего не заметил.
– Завтра моя очередь, – напоминает Вовка.
– Твоя-твоя, – переглядываемся мы с Сашкой и смеемся.
Дело в том, что в прошлый раз повозку сильно тряхнуло на кочке, и Вовка свалился с трубы прямо в коровью лепешку.
Чуть позже мы решаем полакомиться шелковицей, в тени которой сидим.
Она высокая, с раскидистой густой кроной, в которой довольно чирикают воробьи.
Сашка первым встает с лавки, подпрыгивает и карабкается по развилке вверх. Я лезу за ним, а вот у Вовки не получается.
– И я хочу,– ноет он, видя, как мы исчезаем в зеленой листве.
– Будет и тебе,– отвечаю я, следуя за Сашкой.
Потом мы размещаемся на облюбованных местах, и, придерживаясь одной рукой за ветки, рвем и едим черные сладкие ягоды.
– Вкусно, чавкает набитым ртом Сашка.
– Ага, – отвечаю я липкими губами, по которым течет сок. – Как сахар.
– Мне! Бросьте мне! – нудно голосит с земли Вовка.
– Не ори, дурак! Щас. – отвечаем мы и начинам трясти дерево.
– Шу-шу-шу, – падают самые спелые шелковицы, Вовка под деревом замолкает.
Через полчаса мы спускаемся на землю и, тыча пальцами друг в друга, хохочем.
Рожи у всех фиолетовые, а у Вовки такой же даже живот. Умора!
– Надо умыться, а то родители заругают, – говорит Сашка.
После этого мы все направляемся к колонке, что под двумя старыми вербами, посередине улицы. Колонка высотой с меня и с длинной блестящей ручкой позади, на которую нужно повиснуть, чтобы пошла вода. Сначала теплая, а потом холодная.
Ополоснув липкие щеки с пальцами, а Вовке еще и живот, мы сохнем на зеленой травке у забора.
– Мальчики! Обедать! – доносятся со дворов голоса наших мам, и мы разбегаемся по домам, подкрепить силы.
Я восполняю свои тарелкой горячего борща с ржаной горбушкой (от второго отказываюсь), говорю маме «спасибо» и направляюсь в гараж, где стоит отцовский «Москвич», блестя фарами.
Там беру обод от велосипедного колеса, а к нему хитро изогнутый железный крюк, что сделал мне родитель, вслед за чем снова выхожу на улицу.
–Тэ-экс, – говорю сам себе, цепляя за обод крюк, а затем толкаю устройство вперед, и быстро перебираю ногами.
С бряком и звоном оно катится вперед, я радостно мчусь следом.
Чуть позже ко мне присоединяются Сашка со своим, и мы носимся наперегонки. Кто быстрее.
Вовке катать не даем. Прошлый раз он упал и разбил нос, всполошив ревом всех соседей.
Устав, мы снова усаживаемся на лавку и довольно болтаем ногами.
– А давайте пойдем на водокачку, – внезапно говорит Сашка. – Искупнемся.
Предложение тут же принимается, мы прячем обода с крючками в кустах и отправляемся по тропинке, что за крайним домом, в степь. Что начинается сразу за нашей улицей.
Она уходит к далекому горизонту, у которого висят белые облака и синеют балки.
Сашка говорит, что там край земли. Наверное, так. Он много чего знает.
По обеим сторонам тропинки волнами серебрится ковыль, среди которого алеют россыпи полевых маков.
Над степью в небе кувыркается жаворонок, и мы слушаем его песню.
Вскоре тропинка пересекается грунтовой дорогой, ведущей неизвестно куда, а за ней виднеется высокий зеленый холм водокачки. На нем беленый куб с плоской крышей, вокруг плодовые деревья и ограда из колючей проволоки. Рядом, на склоне, белый домик смотрителя.
Мы принимаем чуть вправо, обходим проволоку стороной и оказываемся перед небольшим мелким водоемом.
С трех сторон он порос высоким камышом, в котором квакают лягушки а та, куда мы идем, песчаная.
–Уф, – усаживаемся мы на теплый песок, и все обозреваем.
По водной глади бегают плавунцы, у самой кромки заметна стайка малявок.
– Ну шо, пацаны, айда? – встает первым Сашка.
– Айда, – говорю я, и, разбежавшись, плюхаюсь животом вводу.
Во все стороны летят брызги, плавунцы с малявками исчезают.
Ура! – вопит Сашка и сигает вслед за мной, а Вовка опасливо входит по щиколотки.
Молотя ногами и отплевываясь, мы с Сашкой плаваем у берега по собачьи, Вовка хлопает ладошками по воде и хохочет, потом загораем на песке и снова купаемся.
Когда губы у всех троих синеют, а на коже высыпают мурашки, сидя на берегу обсыхаем.
Солнце, между тем, клонится к Мазуровской балке, откуда пастух по дороге гонит стадо коров. Те лениво переступают ногами и жуют жвачку.
– И нам пора,– говорит Сашка, вслед за чем мы гуськом идем той же тропинкой домой.
Среди тишины и трав, в которых начинают стрекотать кузнечики.
КВН
На улице летний вечер.
Из степи давно пригнали стадо коров, на уличной дороге осела пыль, из палисадников домов повеяло ароматом ночной фиалки.
Сашка, Вовка и я сидим на лавке. Все умытые, в чистых рубашках и коротких штанах. На ногах сандалии.
– Ну, когда уже? – зудит Вовка.
– Терпи, – говорю я. – А то нас вообще не пустят. Вовка замолкает.
Сегодня на улице у нас будет кино. У моего деда Егора, чей дом под высокими акациями, напротив.
Дедов у меня целых три. Левка, Никита и Егор. Почему так, не знаю. У всех знакомых пацанов, по одному или два. А тут вон сколько.
Кино деду привезли утром на синей «Победе», два молодых дядьки, в картонной коробке. Баба Мотя рассказала, что это подарок от какого-то горкома, потому как дед Егор орденоносец и почетный гражданин города.
В Гражданскую войну он оборонял от беляков окрестные шахты, а потом ударно давал стране угля, за что получил орден Трудового Красного Знамени.
Орден я как-то видал, дед давал подержать в руках, а потом спрятал. Чтобы унучок «не приделал ноги».
Еще у деда есть кавалерийский карабин, висящий в коридоре на стене, но его он мне не давал. Сказал, – всему свое время.
Наконец к дому напротив начинает стягиваться родня. Другие деды с бабками, дяди с женами и отец с мамой.
Чинно и не спеша они исчезают за высокими воротами, откуда проходят в дом. Мы незаметно шмыгаем следом.
Из застекленной веранды с геранями попадаем в темный коридор, оттуда на кухню, а из нее в просторную, с тремя окнами, горницу.
Вдоль нее у стен – на диване, стульях и табуретках уже сидят, тихо переговариваясь, взрослые.
Мы устраиваемся на крашеном полу сбоку в углу и пялимся на стоящий в другом конце горницы на комоде, ящик.
Он небольшой, отсвечивает лаком, со стеклянным окошком впереди и черными, по бокам, рукоятками. Сашка и я уже знаем, что ящик зовется телевизором, но как он делает кино, не понимаем.
– Ну, давай, Виктор, начинай, – разгладив усы, говорит дед Егор, стоящему у комода одному из моих дядей.
– Даю, батя, – отвечает тот, кивая курчавым чубом.
Затем щелкает крайней рукояткой, окошко загорается матовым светом, а потом оттуда выплывает молодое женское лицо, шевелящее губами.
– Вот это да, – шепчет мне Сашка. – Как живая.
Дядя, между тем, чуть вращает вторую, и горницу заполняет мелодичный голос.
– …а теперь вашему вниманию предлагается художественный фильм «Чапаев», -певуче говорит тетка из окошка.
Вслед за этим исчезает, а вместо нее возникают буквы и музыка.
Буквы ползут вниз и меняются, музыка затихает, и теперь по степи со звоном несется тачанка.
– Ух ты, – переглядываемся мы и замираем.
Тачанка проносится к реке, от которой убегают солдаты, и встает у тех на пути.
– Стой! Куда?! – грозно встает на ней усатый, в папахе дядька.
– Василий Иваныч, чехи с хутора выбили,– отвечает один
– А винтовка твоя где?
– Там.
– Айда! – и все бегут за тачанкой назад. Только пятки сверкают.
Мы завороженно глядим в окошко, взрослые тоже.
Все время, пока идет кино, в горнице тишина, публика внимает.
Когда же оно заканчивается, женщины утирают платочками глаза, а мужчины хмурятся и крякают.