Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Александра Шахмагонова
Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой
© Шахмагонова А.Н., 2018
© ООО «Издательство «Вече», 2018
© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021
Сайт издательства www.veche.ru
Балет и балетные трагедии. К читателям
Считается, что балет в России берет свое начало в годы правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим именно за то, что он тихо, без шума открыл в России очень много дельного и полезного. Именно при нем, скажем, введены в России полки нового строя – то есть так называемое «регулярство», лишь незначительно дополненное во времена его преемника, которому приписаны многие достижения Тишайшего. При нем открылось и балетное искусство, о котором в одной известной песне времен социализма говорилось, как бы между прочим, что «даже в области балета мы впереди планеты всей».
Вот ведь что получилось. Как будто бы принесли к нам на Русь это волшебное искусство иноземцы, но именно у нас оно стало развиваться стремительно, и именно наши балерины вскоре затмили всех иноземных танцовщиц.
Но в книге речь не о самом балете, а о его труженицах, о тех, что из года в год, из поколения в поколение совершенствовали свое мастерство, а вместе с совершенствованием мастерства проходили и путь завоевания все новых и новых высот на ниве любви. Но при этом немало любовных драм выпало на долю тех, кто дарил людям волшебное свое искусство.
Были времена, когда балерин-танцовщиц и за людей не почитали – лицедейки и все тут. Они не имели никаких прав, с ними поступали так, как того желали их хозяева. Впрочем, как и вообще со служительницами Мельпомены. Вспомним кинофильм «Крепостная актриса». Скажете, мол, художественный фильм – это произведение не документальное. Не совсем так. В кинофильме ведь на главных ролях герои реальные.
Но давайте посмотрим, кто хозяин крепостной актрисы? «Гнусный турок» Кутайсов. Персонаж исторический, персонаж реальный. Уточним только, что имеется в виду Иван Павлович Кутайсов. Уточнение необходимо, поскольку сын этого «гнусного турка» – блистательный герой Отечественной войны 1812 года, сложивший голову за Отечество в Бородинском сражении. Он-то иначе относился к прекрасному полу, нежели его отец, любитель всевозможных интриг, в которые пытался втянуть даже своего благодетеля императора Павла I. Известна история с красавицей Анной Лопухиной, в которой, кстати, император оказался на высоте. Павел Петрович действительно ухаживал за Анной Лопухиной, действительно поселил ее в специальном павильоне близ своего дворца, действительно каждый вечер посещал ее, но, когда его ухаживания подошли к грани серьезной, Лопухина разрыдалась и призналась, что давно любит князя Гагарина, находящегося в это время в армии Суворова в Италии.
Император немедленно извинился, укорил за то, что не сказала сразу, вызвал Гагарина из армии – тот как раз отличился в одном деле и был направлен с реляцией к государю – и устроил счастье молодых. На Западе бы скорее депеша была иного содержания – прибить соперника где-нибудь потихоньку. Но русские государи отличались благородством…
Но факт остается фактом – в кинофильме «Крепостная актриса» верно показано ужасное, бесправное, унизительное положение крепостной, состоящей в театральной труппе вельможи, вознесшегося в князи из грязи. Ну а те, кто вышел в так называемые элиты из грязи, всегда ведут себя, мягко говоря, бескультурно. В лихие девяностые писали о том, как охотились по вечерам за балеринами, забирая их после спектаклей, бритоголовые хозяева ельцинизма с явным дефицитом серого мозгового вещества.
Правда, если уж еще серьезнее коснуться кинофильма «Крепостная актриса», нельзя не отметить невежества создателей фильма. Невежества в изображении героев. На экране показана в уничижительной форме супруга И.П. Кутайсова. Там сцены ревности, истерика. А ведь эта женщина – мать знаменитого героя Отечественной войны, славного генерала Александра Ивановича Кутайсова, сложившего голову на Бородинском поле. Мало того, она – сестра знаменитого суворовского генерала-артиллериста Дмитрия Петровича Резвого, оставившего заметный, даже яркий след в истории развития этого рода войск, в тактике действий. И еще раз повторю: мало того – она происходила из славного рода Резвых, выходцев из Осташкова. В конце восьмидесятых мой отец писатель Николай Шахмагонов именно это отметил в очерке «Павший на поле чести», посвященном генералу Кутайсову и вышедшем в популярном в ту пору сборнике «Прометей», издаваемом редакцией ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия».
Какой же шум, какое негодование вызвало написанное в очерке: «Как видим, Александру Кутайсову, талантливому генералу и разносторонне одаренному человеку, дала жизнь русская женщина, происходившая из чисто русской семьи, корни которой уходят в исконно российские земли, в город Осташков, где берет начало великая русская река Волга. Именно из этой семьи, давшей потом России многих замечательных сыновей, вынес Александр все лучшее, что в нем было. Безусловно, не от отца, титулованного турка-брадобрея, он мог получить широту русской души, безудержную храбрость, замечательный военный талант…»
Разумеется, негодование так называемой либерально-демократической интеллигенции. Генрих Боровик даже по телевизору на популярной в ту пору передаче «Позиция» негодовал.
А между тем поведение трусливого брадобрея имеет прямое отношение к нашей теме.
Он был большим любителем служительниц Мельпомены. Особенно привечал танцовщиц… Стройность, точеные фигуры… Но если крепостные оказывались у него на весьма унизительном положении, то зарубежные танцовщицы превозносились всячески. У него даже была внебрачная дочь от актрисы Луизы Шевалье, урожденной Пуаро, шпионки Бонапарта. Брадобрей приобрел ей дома на набережной Невы в Петербурге и в Гатчине.
Шпионские дела этой балерины и любовницы Кутайсова в период царствования императора Павла Петровича терпели, во-первых, потому, что она была любовницей любимчика императора, а во-вторых, что может быть даже важнее, потому, что в конце своего царствования началось сближение России и Франции, кстати, послужившее одной из причин покушения.
Архитектор Н.В. Якимова в статье-повествовании «Усадьба Клодницких», опубликованной в Историческом журнале «Гатчина сквозь столетия», отметила, что Луиза «была не только влиятельной фавориткой Кутайсова, но и платной шпионкой Наполеона», и поведала, что уже на следующий день после убийства Павла I Петровича Александр I после некоторых колебаний – арестовать или выслать – все же выслал Луизу Шевалье из России, к большому огорчению Кутайсова. «Гнусный турок» был настолько влюблен в балерину-шпионку, что до конца дней своих носил медальон с ее изображением.
Кстати, в ночь убийства императора брадобрей вместо того, чтобы спасти своего благодетеля, что он мог легко сделать, подняв шум во дворце, бежал к любовнице в одних носках и подштанниках. А затем, когда почувствовал, что отношение нового императора к нему резко изменилось, бросил семью и сбежал за границу. Его супруга Анна Петровна, урожденная Резвая, удалилась с младшими детьми – всего было шесть – в свое подмосковное имение Рождествено и вела там затворническую жизнь. Правда, Александр Кутайсов остался в службе.
В истории театральных трагедий известен и такой факт. Молодая французская танцовщица сбежала из гарема знаменитого хозяина Архангельского, Николая Борисовича Юсупова, чем очень опечалила старика. Сбежала, надо думать, не случайно. Юсупов, о котором везде говорится со знаком плюс, действительно принес много пользы России, даже Пушкин считал его другом – я имею в виду Николая Борисовича-старшего (1750–1831), поскольку внук его тоже был Николаем Борисовичем. Ну а что касается крепостных актрис… Так они для него были чем-то наподобие вещей. Правда, к одной из балерин отношение у него оказалось особым. Но пусть пока остается это маленькой загадкой. В соответствующем разделе расскажу, о ком из балерин идет речь…