Критика вузовской философии (На примере учебника В. Сабирова и О. Соиной) - Арк Аркадий

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Критика вузовской философии (На примере учебника В. Сабирова и О. Соиной) файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Вступление

Перед читателями четвёртая книга из серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору учебника «Основы философии», который составлен двумя авторами, докторами философских наук, профессорами, Владимиром Сабировым и Ольгой Соиной.

Почему меня заинтересовал именно этот учебник? Во-первых, потому, что в нём в совершенно скверной форме преподносится не только зарождение философии, но и сама философия. Учебник почти уравнивает философию и религию. Во-вторых, потому, что в учебнике довольно много логических ошибок и ложных выводов. В-третьих, потому что учебник этот авторы переиздают с завидной периодичностью (в 2012, 2014, 2018 годах), а значит, возможно, собираются переиздавать в будущем. Так, в 2014 году он издавался под названием «Философия. Элементарный курс». Но начинка учебника при переизданиях почти не менялась, хотя авторы и уверяют, что каждый раз «значительно модернизируют» переизданный учебник. В-четвёртых, рецензентами учебника при каждом издании тоже выступали профессора, доктора философии. Это значит, что мы увидим не частный взгляд авторов на философию, а отработанную систему преподавания в российских вузах. Весьма порочную систему, надо сказать! И в этом читатель может убедиться сам, прочтя данный разбор учебника. А студентам, изучающим философию, я просто советую прочитать эту мою работу, чтобы понять, как и чему их учат.

Я убеждён, что подобные учебники опасны, они не только не дают ясных представлений о философии, но и намеренно уводят от действительных знаний о ней. И это не удивительно. Ведь если авторы (да и рецензенты) сами не знают, что есть философия (а они этого не знают, как вы увидите), то они вряд ли смогут преподнести студентам адекватное знание о философии в своих учебниках.

Проблема как раз и заключается в том, что рассматриваемая мной книга – это учебник, а не просто монография или трактат по истории философии частного лица. Учебник всегда направлен на молодёжь, по нему заставляют учить предмет и сдавать зачёты или экзамены. Например, в аннотации к изданию данного учебника от 2014 года пишется, что это учебное пособие «предназначено для студентов гуманитарных вузов, будет интересно для аспирантов и преподавателей философии, может быть полезен для учащихся колледжей, старших классов общеобразовательных школ». Однако те мысли, которые прививаются молодёжи в этом «учебном пособии», способны только засорить молодые мозги, но никак не улучшить их, увести от философии в дебри невежества.

Небольшое дополнение к общему построению учебника

В данной критической серии книг я принципиально не рассматриваю историю философии и то, как её преподносят авторы. Делаю я это по следующим причинам.

Во-первых, мне важна не столько история философии, сколько адекватное понимание самой философии как явления, и особенно понимание научной философии.

Во-вторых, цель этой серии указать на неправильное понимание и преподавание философии в целом, и научной философии в частности именно современными философами, а вернее, – философиоведами, а не разбирать взгляды на философию философов прошлых веков.

В-третьих, я считаю, что нет смысла говорить об истории философии вообще, пока не будет адекватного понимания самой философии как явления, потому что если неверно понимать явление, то бесполезно изучать и историю этого явления уже в силу того, что нет адекватного понимания самого явления.

Также ранее в этой серии книг я не акцентировал внимания читателей на схему построения учебников. Но здесь я всё же хочу сказать несколько слов именно о построении учебника, хотя и не буду касаться взгляда авторов на историю философии по выше указанным причинам.

Я решил обратить немного внимания читателя на схему построения учебника потому, что и во многих других учебниках по философии просматривается такой же ненаучный подход уже в самом построении преподносимого материала.

Так, глава по античной философии начинается с параграфа 1.1. «Культурно-исторические предпосылки античной философии». В последующих главах по средневековой философии, философии возрождения и нового времени, немецкой классической философии и пр. данный параграф отсутствует. Возникают вопросы: у этих философий нет культурно-исторических предпосылок? А если есть, то почему авторы параграф с этой темой посвятили только античной философии?

Далее, в той же главе по античной философии есть параграф 1.2. «Постулаты античной философии». В последующих главах по другим философиям такой параграф также отсутствует. Опять возникают вопросы: постулаты есть только у античной философии, а у других указанных философий постулатов нет, или все указанные философии имеют только античные постулаты? Ясно, что если авторы учебника указывают на постулаты античной философии, то логично указать и постулаты других философий, раз уж они их различают. И не только указать, но и сравнить. А если в учебнике нет этого указания и сравнения, то нет смысла и в указании постулатов античной философии. Либо это вовсе не постулаты.

Далее, в главе по немецкой классической философии есть параграф 4.1. «Духовные истоки немецкой классической философии». Но в других главах, в том числе и в главе по античной философии, нет параграфа о духовных истоках философии. Студенты должны полагать, что у других философий нет духовных истоков? Что они есть только у немецкой классической философии?

Точно так же в главе по средневековой философии есть параграф 2.1. «Духовно-ценностные ориентиры средневековой философии», которого нет при рассмотрении других философий. Должны ли студенты понимать, что у других философий нет духовно-ценностных ориентиров?

Ведь понятно, что «духовные истоки философии» – это то, что позволило появиться философии, а «духовно-ценностные ориентиры философии» – это то, к чему стремится философия. И если авторы разделяют философию на античную, средневековую, классическую и т.п., то логично предположить, что у каждой из них были и истоки, и ориентиры. Но почему-то авторы у одной философии видят только истоки, а у другой – только ориентиры. Странное преподавание истории.

Можно увидеть подобные несоответствия на протяжения всего учебника. Есть и другие недочёты в построении учебника, о которых я уж не буду писать потому, что меня интересует собственно не это, а только понимание самой философии. Но, как видим, построение учебника тоже вызывает много вопросов.

Философиоведам нужно усвоить понимание того, что учебники не строятся как попало, у них должна быть определённая схема построения, позволяющая именно изучать материал, а не просто знакомиться с разрозненной информацией на общую тему. Такое построение учебников не предполагает изучения философии, а настраивает читателя всего лишь на мозаичный, выборочный поверхностный взгляд некоторых аспектов философии в разные исторические эпохи. Так не строятся учебники вообще. Это проблема не только данного учебника, это проблема учебников по философии в целом. А вернее, – это проблема изучения философии самими философиоведами, «учёными философами» с научными званиями и степенями.

У философиоведов сегодня нет единого методического подхода к изучению философии, и, естественно, к изучению истории философии. А без определённой методики изучать что-либо можно лишь поверхностно, не научно. И уж понятно, что нельзя изучить. Сама схема учебника, если она построена правильно, заставляет автора адекватно подбирать материал к учебнику, соответственно заданной схеме, а не просто как бог на душу положит.

На этом я закончу разговор о построении учебника, потому что этот вопрос, как я уже указал, не входит в рассмотрение в рамках данной серии книг. Серия посвящена только пониманию философии самими авторами учебников и пособий, а не построению учебников. Поэтому перейдём к основному вопросу: как авторы данного учебника понимают то, что преподают.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге