Рождённые звёздами (отрывок из романа) - Уэллс Герберт Джордж страница 4.

Шрифт
Фон

Он писал о "многочисленных попытках", которые, по его словам, делались для того, чтобы "найти коды" сверхземных излучений, и о растущем убеждении учёных всех сортов, мастей и величин, о настойчивых попытках привлечь наше внимание, идущих из-за пределов нашего мира.

"Настоящее столетие, - писал Харолд Ригами, - уже сильно опередило своего предшественника. То был Век Изобретений, это - Век Открытий. Шестнадцатое столетие было веком земных открытий, наш век - это век внеземных открытий. Бессмертие души, или во всяком случае посмертное существование, - это уже почти экспериментально доказанный факт, и теперь мы имеем самое убедительное доказательство того, что человек не одинок на своей планете; он может оказаться гражданином обильно населённого космоса."

[4.]

В Америке открытие о вмешательстве марсиан приняли крайне недоверчиво. Статьи Ригами везде обсуждали, и никто им не верил. Неправильно думают, что американцы легче поддаются новым идеям, чем англичане. Правда, они не против конкретных понятий. Понятие - другое дело. Понятие - это вещь, которой можно оперировать. А идея, общая идея имеет обыкновение брать над вами верх и подчинять вас себе, и свободный ум ни за что на это не согласится. Столкнувшись с идеей американец говорит: "О, да!" или "Да что вы!" Англичанин же говорит: "Не думаю", а на более высокой социальной ступени: "Пусть болтают на ветер!"

Но американец не обладает английской способностью игнорировать. Сказав: "Да что вы!" или: "О, да!" и убив идею американец с готовностью принимается ругать покойника. Его любовь к карикатурам и преувеличениям также велика, как недостаточно в нём чувство реальности. Поэтому откровения Гаролда Ригами, освобождённые от груза актуальности яростно раскритикованные, быстро проникли в мысли и лексикон миллионов остроумных американцев. "Марсианин ли вы?" - было написано на автомобилях через неделю после разноса последней статьи Гаролда, а фраза: "Не буди во мне марсианина" стала обычной разговорной формулой на всей территории Штатов. Новый карикатурист начал печатать в "Нью-Йоркере" серию смешных марсианских рисунков, которые сразу привились и вызвали массу подражаний. Мюзик-холлы подхватили идею скорее с весёлостью, чем с остроумием. По тысяче самых разнообразных каналов разлился этот плодотворный домысел, и вызвал самые дикие отклики. Популярнейшим коктейлем стал "Сухой марсианин". Сотни глубоко озабоченных танцмейстеров запрыгали и забегали под южным солнцем в поисках нового "марсианского танца". Тысячи прилежных составителей рекламы проводили ночи, всячески примеряя новую идею к своим профессиональным нуждам.

Единственную реальную попытку серьёзно отнестись к нашествию марсиан сделал англичанин, и притом ни кто иной, как сам лорд Тандерклап, великий пэр синтетической прессы. Попытка была сделана вопреки советам самых надёжных его помощников и - провалилась.

Лорд Тандерклап был одним из самых преуспевающих людей газетного и делового мира; он нажил огромное богатство и приобрёл влияние страшно нечистоплотным путём, на несносных газетёнках, и был умён достаточно, чтобы понимать, что его головокружительная, неоспоримая карьера была ничем не заслужена. И он и его чуть насмешливый соперник и компаньон лорд Бендиго в самой глубине души испытывали одинаковое сознание случайности своего успеха. Как ни старались, они не могли поверить, что в конце концов мир призовёт их к ответу; у них не было врождённой уверенности королевских особ и аристократов, и обоих преследовало чувство, что рано или поздно что-то суровое, грубое и сильное - Сфинкс, Немезида - предстанет перед ними и предъявит обвинение, спросит их, кем они, по их мнению, были и какие, собственно, цели преследовали.

Деятельный Бендиго относился к этой возможности весело, но Тандерклап был не такой живчик.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора