Ах вот оно что! Дзен это будильник, который пробуждает ото сна - Раджниш Бхагаван Шри "Ошо"

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Ах вот оно что! Дзен это будильник, который пробуждает ото сна файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Ошо

Ах вот оно что! Дзен – это будильник, который пробуждает ото сна

OSHO

Ah This!

Zen Is Not a Teaching, Zen Is an Alarm to Wake You Up!

OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation.www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

© 1980, 2017 OSHO International Foundation, www.osho.com/copyrights

© Издание на русском языке, ОАО Издательская группа «Весь», 2018

Предисловие

Дзен – это не философский подход к жизни. Это экзистенциальный подход, и он оказался очень полезным. Он привел к пробуждению многих людей. Дзен не верит в анализ проблемы, потому что не верит, что какая-либо проблема может быть решена на ее же уровне. Ни одну проблему невозможно решить, пока ваше сознание не поднимется чуть выше самой проблемы. Это необходимо понять. Это – нечто фундаментальное.

Вы задаете мне вопрос. Я могу ответить на него, но вы остаетесь на том же уровне сознания. Мой ответ не может повысить ваше сознание. Вы спрашиваете: «Существует ли Бог?» Я могу ответить «да» или «нет» – но вы остаетесь прежними! Скажу я «да» или «нет», это никак вам не поможет стать более сознательными. Это не расширит ваше бытие. Так или иначе, это лишь даст вам больше знаний.

Если вы атеист, и вы спросите: «Есть ли Бог?», и я скажу «нет», вы почувствуете себя очень счастливым. Вы скажете: «Значит, я был прав». Или если я скажу «да», вы скажете: «Этот человек ошибается. Он ничего не знает. Он просто слеп. Я доказывал, я глубоко изучал этот вопрос, и я не могу найти никакого подтверждения существования Бога».

Скажу я «да» или «нет», теист вы или атеист, вы будете либо накапливать знания и принимать их, если они вам подходят. Либо, если они не будут вам подходить, вы станете их отвергать. Вот чем вы непрерывно заняты в своем уме. Но ваше сознание не выросло, и пока ваше сознание не вырастет, никакую проблему решить невозможно. В первую очередь, проблема создается из-за вашего сознания, и ни один ответ не может ее решить. Ее можно решить, только если помочь вашему сознанию подняться чуть выше.

В этом заключается работа дзен. Это – не передача знания. Это – передача сознания, бытия.

Ошо «Будь проще»

Глава 1

Великое чудо дзен

Поднявшись на высокий стул, Догэн-дзен-дзи рассказал вот что: Дзен-мастер Хогэн учился у Кейшин-дзен-дзи. Однажды Кейшин-дзен-дзи спросил его:

– Дзо-дза, куда ты направляешься?

Хогэн ответил:

– Я странствую без цели.

Кейшин спросил:

– Какова суть твоего паломничества?

Хогэн промолвил:

– Я не знаю.

Кейшин сказал:

– Не-знание – это самое близкое.

Хогэн внезапно обрел просветление.

Дзен – это просто дзен. Ничто с ним не сравнится. Он уникален. Уникален в том смысле, что он – самое обыкновенное и при этом самое экстраординарное явление, которое случалось с человеческим сознанием. Он самый обыкновенный, потому что не верит в знания, не верит в ум. Это – не философия и не религия. Это – принятие обычного существования всем сердцем, всем существом, не желание какого-то другого мира, сверхобыденного, сверхментального. Его совершенно не интересует никакой эзотерический вздор, никакая метафизика. Он не стремится к другому берегу – этого берега более чем достаточно. Дзен настолько полно принимает этот берег, что через это принятие он его трансформирует, – сам этот берег становится другим берегом. Само это тело – будда, сама эта земля – лотос рая.

Поэтому дзен обычен. Он не хочет, чтобы вы создавали какую-то духовность, какую-то святость. Все, чего он просит, – проживать вашу жизнь непосредственно, спонтанно.

Тогда обыденное становится священным.

Великое чудо дзен заключается в том, чтобы трансформировать обыденное в священное. Это чрезвычайно необычно, потому что никогда ранее именно так не подходили к жизни, именно так жизнь никогда раньше не уважали.

Дзен выходит за пределы Будды и за пределы Лао-цзы. Это кульминация, трансценденция как индийского, так и китайского гения. Индийский гений достиг своего высочайшего пика в Гаутаме Будде, а китайский гений достиг своего высочайшего пика в Лао-цзы. Встретившись, сущность учения Будды и сущность учения Лао-цзы слились в единый поток так глубоко, что теперь их невозможно разделить. Невозможно даже провести различие между тем, что принадлежит Будде, и тем, что принадлежит Лао-цзы. Это тотальное слияние. Это не только синтез – это интеграция. Из этой встречи родился дзен. Дзен не относится ни к буддизму, ни к даосизму, при этом он – и то, и другое. Говорить, что дзен – это дзен-буддизм, – неверно, он гораздо больше. Будда не такой земной, как дзен. Лао-цзы чрезвычайно земной. Но дзен не только земной. Его видение трансформирует землю в рай. Лао-цзы – земной, Будда – неземной: дзен – и то, и другое вместе. А будучи и тем, и другим, он становится самым экстраординарным явлением.

Будущее человечества будет все сильнее и сильнее приближаться к подходу дзен. Это из-за того, что встреча Востока и Запада возможна только при помощи чего-то вроде дзен, который является земным, и вместе с тем – неземным. Запад – очень земной, Восток – очень неземной. Кто станет мостом? Будда не может быть мостом. Он настолько восточный в своей сути, он – сам аромат Востока, само благоухание Востока. Лао-цзы не может быть мостом. Он слишком земной. Китай всегда был очень земным: у него скорее западное мышление, нежели восточное.

Неслучайно, что Китай оказался первой страной на Востоке, принявшей коммунизм и ставшей материалистичной. Он поверил в философию без бога, поверил, что человек – единственная суть и ничего более. Это не просто случайность. Китай был земным на протяжении почти пяти тысяч лет, он очень западный. Поэтому Лао-цзы не может стать мостом: он больше походит на греческого Зорбу. А Будда настолько неземной, что его невозможно ухватить. Как он может стать мостом?

Когда я оглядываюсь вокруг, дзен кажется единственной возможностью, потому что в дзен Будда и Лао-цзы становятся единым целым. Эта встреча уже случилась. Семя уже там – семя этого великого моста, который может соединить Восток и Запад. Дзен станет местом встречи. У него великое будущее, великое прошлое и великое будущее. Чудо в том, что дзен не интересует ни прошлое, ни будущее. Весь его интерес – в настоящем. Может быть, поэтому это чудо возможно, ведь прошлое и будущее соединяются мостом Настоящее – не часть времени. Вы когда-нибудь об этом думали? Насколько долго длится настоящее? Прошлое длится, будущее длится. Как долго длится настоящее? Как долго оно продолжается? Между прошлым и будущим вы можете измерить настоящее? Оно неизмеримо, его практически нет. Это не время, вовсе нет. Оно – проникновение вечности во время.

Дзен живет в настоящем. Все его учение заключается в том, как быть в настоящем: как выбраться из прошлого, которого больше нет, и как не ввязываться в будущее, которого еще нет, чтобы просто укорениться, центрироваться в том, что есть.

Весь подход дзен – в моменте, и из-за этого он может соединить прошлое и будущее. Он может соединить многое. Он может соединить прошлое и будущее, он может соединить Восток и Запад, он может соединить тело и душу. Он может соединить несоединимые миры: этот мир и тот, обыденное и священное.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге